№ 1 |
Утверждения 2 |
Никогда 3 |
Часто 4 |
Очень часто 5 |
1 |
Мне нравится быть в центре внимания |
2 |
3 |
|
2 |
Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту |
2 |
3 |
|
3 |
Мне важно, чтобы мои результаты были лучше, чем у других |
2 |
3 |
|
4 |
Я стремлюсь принадлежать к избранным кругам |
2 |
3 |
|
5 |
По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим |
2 |
3 |
|
6 |
Я сравниваю свои результаты и успехи с результатами других людей |
2 |
3 |
|
7 |
Я дорожу признанием окружающих |
2 |
3 |
|
8 |
Неудачи стимулируют меня сильнее, чем успехи |
2 |
3 |
|
9 |
Азарт состязания мне чужд |
2 |
3 |
|
10 |
Мне нравится выступать перед большой аудиторией |
2 |
3 |
|
11 |
Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной |
2 |
3 |
|
12 |
Я готов работать на пределе своих сил, чтобы опередить конкурента |
2 |
3 |
|
13 |
Мое честолюбие помогает моим достижениям |
2 |
3 |
|
14 |
Я не делаю вовремя то, что необходимо было сделать |
2 |
3 |
|
15 |
Я люблю смотреть спортивные соревнования и участвовать в них |
2 |
3 |
|
16 |
Похвала и признание окружающих окрыляют меня |
2 |
3 |
|
17 |
Трудности и препятствия меня подстегивают и заставляют действовать |
2 |
3 |
|
18 |
Я доволен собой, когда мне удается продемонстрировать другим свои сильные качества или выйти победителем из ситуации |
2 |
3 |
|
19 |
Я удовлетворен тем положением, которое занимаю, и не стремлюсь к большему |
2 |
3 |
|
20 |
Меня радует возможность много и интенсивно работать |
2 |
3 |
21 |
Мне нравятся сложные задачи (ситуации), когда необходимо максимально мобилизоваться |
2 |
3 |
|
I 22 |
Для меня важно "выбиться в люди" |
2 |
3 |
|
I 23 |
Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе |
2 |
3 |
|
I 24 |
Я сделаю все, чтобы другие не могли меня опередить |
2 |
3 |
|
I 25 |
Я не испытываю желания иметь высокий социальный статус |
2 |
3 |
|
I 26 |
Мои друзья считают меня ленивым |
2 |
3 |
|
I 27 |
Меня удивляют люди, которые тратят все силы и время на то, чтобы обойти конкурентов |
2 |
3 |
|
I 28 |
Случалось, что я завидовал успеху или популярности других людей |
2 |
3 |
|
I 29 |
Я обращаю мало внимания на свои достижения |
2 |
3 |
|
30 |
В атмосфере борьбы и конкуренции я чувствую себя превосходно |
2 |
3 |
|
31 |
Мне хотелось бы быть известным человеком |
2 |
3 |
|
32 |
Многое, за что я берусь, я не довожу до конца |
2 |
з |
|
33 |
Я всегда стремлюсь опередить других, достичь лучших результатов |
2 |
3 |
|
34 |
Я сделаю все, чтобы добиться уважения значимых для меня людей |
2 |
3 |
|
35 |
Я завидую людям, которые не загружены работой |
2 |
3 " |
|
36 |
Успех других меня активизирует и "подстегивает" лучше и быстрее всего |
2 |
3 |
Ключ к постановке диагноза
Шкала "Стремление к социальному престижу": учитываются баллы со знаком "+" при положительных ответах по позициям 1, 4, 7, 10, 13, 16, 22, 28, 31, 34 и со знаком "-" при положительных ответах по позициям 19 и 25.
Шкала "Стремление к соперничеству": учитываются баллы со знаком "+" при положительных ответах по позициям 2, 5, 8, 11, 17, 20, 23 и со знаком "-" при положительных ответах по позициям 14, 26, 29, 32, 35.
Шкала "Стремление к достижению цели": учитываются баллы со знаком "+" при положительных ответах по позициям 3, 6, 12, 15, 18, 21, 24, 30, 33, 36 и со знаком "-" при положительных ответах по позициям 9 и 27.
По каждой шкале подсчитывается сумма баллов с учетом знаков.
Выводы
Чем больше сумма баллов по той или иной шкале, тем больше у обследованного выражено соответствующее стремление.
3.4. Процессуальные теории мотивации персонала. Мотивация достижения
Определяющим является уверенность человека в большой вероятности |
|
Теории |
удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Мотивация складывается |
из трех сомножителей: 1) ожидания прямой зависимости между затраченными |
|
ожиданий |
усилиями и результатами, 2) ожидания желаемого вознаграждения за полученные |
В. Врума |
результаты и 3) ожидания требуемой ценности вознаграждения (валентности). |
Неуверенность или разочарование работника в этих ожиданиях (или в одном из |
|
них) существенно ослабляет трудовую мотивацию. |
Теория справедливости С. Адамса |
Утверждает, что полученное вознаграждение люди соотносят с тем, что вкладывают в свою работу, а также с вознаграждением других работников за аналогичную работу, поэтому ценность одного и того же вознаграждения относительна и определяется чувством справедливости. Справедливое, по мнению работника, вознаграждение увеличивает интенсивность труда, а любые формы дискриминации и неэквивалентности вклада и отдачи становятся источником дискомфорта (вины или обиды) и существенно снижают производительность, порождая желание восстановить справедливость. Такие нарушения справедливости возникают по ряду причин: изначального недоверия сотрудника к руководству и наоборот, руководства к сотруднику; неправильно понятых потребностей работника и осуществление лишь материального вознаграждения в ущерб моральному, разочарования в ожиданиях, накопление обид. Принятая сейчас во многих компаниях выплата заработка "в конверте" противоречит теории справедливости, вызывает у работников недоверие и неудовлетворенность. Восстановить справедливость - важнейшая задача менеджера. |
Теория усиления мотивации К. Скиннера |
Указывает, что настоящее поведение людей определяется результатами их прошлого поведения и его последствиями. Прошлые успехи в каком-либо виде деятельности мотивируют работников заниматься и дальше этим видом деятельности, а негативный прошлый опыт демотивирует. |
Комплексная модель Портера - Лоулера |
Увязывает затраченные усилия (через способности, характер и осознание своей роли в трудовом процессе) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения. При этом вознаграждение рассматривается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с затраченными усилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворенности от него и оценке его ценности. Успешная мотивация, следовательно, подразумевает: 1) зависимость достигнутых результатов и эффективности работы от затраченных усилий, способностей и компетенций работника, а также осознания им своей роли в трудовом процессе; 2) прямую зависимость справедливости вознаграждения и затраченных усилий; 3) необходимость сочетания внутреннего и внешнего вознаграждения сотрудника для наиболее полного удовлетворения его потребностей и повышения действенности трудовой мотивации. При этом успешная мотивация должна исходить из того, что результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот. Следует признать, что важнейшим фактором, заставляющим человека переходить от этапа целеполагания к деятельности, является наличие у него мотива достижения и успеха. Однако этот мотив является динамичным образованием и начинает действовать при таких ситуационных факторах, как вероятность достижения успеха, ценность достижения успеха и мотив достижения успеха: Мотивация _ мотив шансы на ценность достижения ~ достижения успех (валентность) успеха |