Это наглядная иллюстрация, как личные качества помогают определить ситуацию, в которую вовлечены люди, и как эти ситуации, в свою очередь, влияют на личные качества.
Этот спор становится излишним, когда кто-то примет позицию, изложенную в предыдущем параграфе этой главы: личность, ситуация и поведенческие различия постоянно взаимодействуют. Эту точку зрения также подчеркивает и тот факт, что невозможно абсолютно правильно предсказать поведение, опираясь на свои знания. Более определенные предположения возможны, когда доминирует один из взаимодействующих элементов.
К примеру, нетрудно предположить, что при естественных обстоятельствах люди не будут разговаривать в кинотеатре, где идет фильм. Это пример ситуации, оказывающей очень сильное влияние на поведение. Если ситуационное влияние слабее, например при случайном собрании людей на какой-то встрече, то вполне вероятно, что общительные люди будут говорить много.
Иерархическая структура интеллекта, обозначенная на Рис. 2.1, дает четкую, достаточно приемлемую картину когнитивных способностей человека. До недавнего времени структура личности представлялась гораздо менее ясной, и существовали различные теоретические взгляды на эту проблему.
За последние десять лет появилась довольно четкая структура личности, включающая пять аспектов. Эта структура, получившая название Большая Пятерка, является продуктом интенсивных исследований, длившихся более пятидесяти лет. В 40-х Ганс Айзенк (Hans Eysenck) выделил два основных аспекта личности человека: экстраверсию и интроверсию или неврастению (тревожность). Согласно Айзенку, типичный экстраверт общителен, любит вечеринки, может говорить на любую тему, не любит читать и учиться в одиночестве. Экстраверты любят веселье, розыгрыши, перемены и проявляют склонность к агрессии и импульсивности.
Типичный невротик обычно испытывает чувство неловкости и беспокойства, может очень сильно волноваться и быть эмоционально неустойчивым. Как отмечалось в примере, очень высокий уровень возбудимости Бобби Тэйлора привел его к успеху и стал причиной провала. Эти два аспекта личности не взаимосвязаны между собой, то есть позиция личности по одному аспекту не несет никакой информации по другому аспекту.
Можно выделить четыре основных типа личности: неустойчивый (невротический) экстраверт, неустойчивый интроверт, устойчивый экстраверт, устойчивый интроверт.
Многие исследования подтверждают важность этих факторов в определении поведения. В некоторых ситуациях даже замкнутые люди могут быть общительными, а в иных ситуациях успокаиваются и тревожные люди. Решающим моментом является то, что различия личности предрасполагают людей вести себя опрееленным образом, но эти предрасположения подвержены влиянию ситуации.
На развитие тестов для характеристики личности и измерения когнитивных способностей требуется много времени и усилий, поэтому их создание - дело специалистов. О создании и оценке таких средств кратко рассказывается в Главе 4, а об их использовании при отборе персонала рассказано в Главе 9.
175).
Основные способности
Очевидно, что разные работы и группы работ потребуют от человека разнообразных способностей и в любой отдельно взятой организации ему будет необходим широкий диапазон различных способностей. Однако можно определить некий универсально применимый общий набор способностей, аналогично составляющим Большой Пятерки, которые могут использоваться в качестве системы персональных различий. Любой такой общий набор способностей имел бы очевидную привлекательность и ценность. Суммарная выгода применения этого подхода к подбору и развитию персонала, а также к другим видам деятельности, связанным с человеческими ресурсами (передаваемые способности и общепринятый язык их описания) была бы значительно увеличена.
Неудивительно, что привлекательность этой цели повлекла за собой появление различных общих схем (сам факт существования которых предполагает их нестабильность в долгосрочной перспективе).
Одна из самых известных систем была разработана Management Charter Initiative (1990). Также существуют и другие наборы общих способностей. Дулевиц (Dulevicz) (1989), например уделил внимание способностям, необходимым менеджерам среднего звена, и выработал набор общих сверхспособностей в четырех основных категориях: интеллектуальность, межличностностное поведение, адаптируемость и ориентированность на результат (см. Табл.
2.1) Во многих организациях специалисты по персоналу провели исследования, чтобы определить способности, которые являются, по их мнению, важными для успешной работы в этой организации. Многие способности, установленные таким образом, выглядят очень похоже на те, которые выдвинули Дулевиц (1989) и другие. Это послужило причиной для заявлений некоторых исследователей, что определение общего набора способностей осуществимо, но оно будет результатом лишь общего набора предположений исследователей, объединившихся для разработки единой терминологии.