Биографические данные


Хотя широким потоком текут свидетельства исследований, показывающие, что многие тесты на личностные xapaктеристики оставляют простор для притворства, большинство их этих исследований были проведены со студентам старших курсов университетов, получившими инструкции искажать свои ответы. Исследования, проведенные с реальными кандидатами, внушают мысль, что подавляющее большинство не притворяется в своих ответах. Например Хок и др. (Hough et al., 1990) в исследовании достоверности, связанной с критерием, сравнили ответы 245 притворщиков (из числа существующих работников) с ответами 125 кандидатов. Проинструктированные притворщики успешно исказили свои собственные описания в требуемых случаях, в то время как ответы кандидатов не отражали ни единого свидетельства искажения. Представляется значительным, что вопреки притворству достоверности, связанные с критерием, разнообразных личностных характеристик не изменились.

В самом деле - идея, что реагирование с позиции социальной желательности влияет на большинство исследований организационного поведения весьма незначительно, получила существенную поддержку в мета-аналитическом исследовании широкого спектра организационных переменных (Мурмэн (Moorman) и Подсакофф (Podsakoff), 1992). В общем свидетельства исследования говорят, что притворство или искажение ответов оказывает незначительное воздействие на достоверность оценок личностных характеристик (см. пример в работе Бэррика и Маунта, 1996).
Тем не менее тот, кто, занимаясь отбором, считает притворство реальной проблемой, может использовать следующие способы защиты:
• предупреждение кандидатов о возможных последствиях притворства (например отклонение кандидата);
• разработку шкал оценки желания произвести впечатление или социальной желательности (лучше всего предоставить это экспертам, таким как дипломированные психологи BPS);
• применение дополнительной, или другой информации, типа тестов на честность (см. далее в этой главе) для заключения выводов о предполагаемых притворщиках.
Биографические данные
Использование биографических данных представляет собой интересную и иногда полемическую тему, даже если мета-аналитические исследования и обнаружили, что биографические данные обеспечивают довольно хорошую достоверность, связанную с критерием (Хантер и Хантер, 1984; Блиеснер (Bliesener), 1990). Как и некоторые другие методы отбора персонала, обсуждаемые в этой книге, биографические данные обладают несколькими уникальными характеристиками, выделяющими их среди других методов. Их них самым поразительным представляется факт, что некоторые инструменты биографических данных (актуарные) не связаны с заданиями, имеющими отношение к работе. Вместо этого они скорее полагаются на статистические связи между отдельными событиями в жизни кандидата или его характеристиками и будущим выполнением работы, чем на какие-либо психологические связи между прогнозистом и критерием.

Есть свидетельства, что эти инструменты могут предсказывать разнообразные важные аспекты выполнения работы.
Биографические данные собирают двумя основными способами: заполнением анкет поступающих на работу и биографических опросных листов. Существенное различие между этими двумя методами заключается в количестве и видах собираемой информации. Анкеты поступающих на работу запрашивают ограниченное количество информации, например возраст, семейное положение и данные о предыдущем трудовом стаже. Биографические опросные листы обеспечивают детальную информацию о биографии кандидата.

Также они могут касаться других психологических характеристик, таких как локус контроля, уверенность в себе и независимость, и, таким образом, до некоторой степени имитировать тесты на личностные характеристики. Это привело к размыванию границ между биографическими опросными листами и инвентаризациями личности. Тем не менее существуют две ключевых характеристики, проводящих различие между биографическими средствам измерения и средствами измерения личностных характеристик: во-первых, - в отличие от средств измерения личностных характеристик - большинство биографических опросных листов отражают специфику работы; и во-вторых, довольно сильно разнятся их процедуры подсчета. Большинство статей биографических опросных листов ясно формулируют требование о необходимой информации и позволяют давать конкретные ответы, что, теоретически, мог бы сделать и другой человек, который знает кандидата достаточно хорошо (например его отец или мать).



Даже при исследовании отдельных психологических характеристик предлагаются многовариантные ответы, точно определяющие требуемую информацию. С другой стороны, способ формулировки вопросов в инвентаризациях личности предусматривает получение быстрых ответов, обычно в виде некой формы оценочной шкалы. В дальнейшем процедуры подсчета для тестов на личностные характеристики остаются неизменными в течение долгого периода времени.

Процедуру подсчета для биографических опросных листов нужно обновлять через каждые три года или каждые пять лет, в особенности, когда меняется содержание работы, критерии или исходная группа кандидатов. Необходимо контролировать содержание биографических опросных листов, чтобы гарантировать отсутствие неблагоприятного эффекта для кандидатов из групп этнических меньшинств, потому что, по данным некоторых исследований (например Уитней (Whitney) и Шмитт (Schmitt), 1997), это представляет потенциальную проблему.
Конкурентные альтернативы
Основы метода биографических данных включают идентификацию корреляций между статьями биографической информации (например образование, членство в общественных объединениях, стаж работы и т.д.) и средствами измерения критериев (например выполнение работы, абсентеизм). Есть два альтернативных подхода к разработке статей биографических данных. Первый называется эмпирическим подходом; с его помощью статистические данные о разнообразных демографических переменных (например о возрасте, поле, семейном положении, числе иждивенцев и т.д.) показываются по отношению к текучести рабочей силы, абсентеизму, количеству несчастных случаев на производстве или успешной карьере.
Большинство проблем, ассоциируемых с использованием биографических данных, возникает по причине некритического использования этих разработанных эмпирическим путем статей. Например в одном часто используемом вопроснике, применяющем биографические данные, одна из статей - как считалось, обладавшая очень хорошей прогностической способностью, - касалась привычек кандидата в отпуске. Большое значение, придаваемое этой статье, базировалось на исключительно статистической связи между ней и тем, как кандидаты выполняли работу. На самом деле статья содержала конкретный вопрос: может ли кандидат провести отпуск в Испании (причем ответ да оценивался негативно!). Трудно увидеть в этой статье какую-то логику или отношение к работе.

Другими словами, получается, что не имеет значения, почему данные обладают прогностической способностью, считается, что они ее просто имеют. Это плохой фундамент для принятия решений об отборе; он может привести к ненамеренной дискриминации отдельных людей или групп.
Учитывая эти проблемы, используется рациональный подход к разработке статей биографических данных, включающий четко сформулированные предположения об отдельных связанных с работой характеристиках. Этот подход согласуется с попытками некоторых авторов разработать теоретическое логическое обоснование для прогнозирующей достоверности биографических данных. Оуэнс (Owens) и его коллеги (например Оуэнс и Нейнер (Neiner)r 1982) взяв за основу утверждение, что прошлое поведение прогнозирует будущее поведение, предложили разделить биографические данные на два широких класса: информация, полученная от Vкружения кандидата, и предшествующий опыт. Они полагают, что люди с похожими моделям информации, полученной от их окружения, и предшествующего опыта, могут быть классифицированы по подгруппам, так как скорее всего они будут вести себя сходным образом.

Прогнозирующий элемент этой модели исходит из того обстоятельства, что люди из одной подгруппы будут вести себя иначе, чем люди из других подгрупп; и, следовательно, необходимо просто привести в соответствие качества каждой из подгрупп и требуемые характеристики работы.
Однако другие исследователи предполагают, что модель Оуэнса слишком сильно концентрируется на личностных характеристиках и недостаточно внимания уделяет ситуационным. Пытаясь сбалансировать индивидуальные и ситуационные факторы, Дрейкли (Drakeley, 1989) предложил тройную систему классификации биографических данных: ситуационные факторы, называемые основополагающей информацией; мотивационные факторы, связанные с потребностями и ожиданиями человека, называемые мотивационными биографическими данными; и предшествующий опыт, называемый биографическими данными о достижениях. В попытке спрогнозировать успех обучения и текучесть обучаемых офицеров военно-морских сил Великобритании Дрейкли и др. (1988) сравнили эффективность тройной модели биографических данных с общим оценочным рейтингом (overall assessment rating - OAR) и составным показателем теста, разработанным на основе четырех психометрических тестов на интеллектуальные способности.



Содержание раздела