Требование, чтобы это философствование глубже вникло в свою собственную
сущность пробудилось к новой жизни в новой форме: в форме Духа".
В VIII главе своих юношеских "Философских писем о догматизме и
критицизме" - (произведение это мало известно широкой публике) Шеллинг в
следующих глубоких и красивых выражениях рисует то же самое переживание:
"Всем нам... свойственна таинственная, поразительная склонность возвращаться
из смены времени к нашему внутреннему, духовному "я", от всего того, что
приходит в наше "я" из внешней среды.
В этом "я" под формой неизменности мы
удовлетворяем свое желание созерцать вечность. Это созерцание есть
глубочайший, правдивейший опыт, от которого зависит решительно все, что мы
знаем и предполагаем относительно сверхчувственного мира. Это созерцание
убеждает нас в том, что есть нечто, существование которого для нас вполне
достоверно, и что все остальное представляет собою одни только явления, хотя
мы и употребляем в применении к ним слово "существует". Оно отличается от
чувственного созерцания тем, что имеет своим источником свободу, что оно
чуждо всякому человеку, свобода которого настолько стеснена подавляющей
силой окружающих объектов, что не в состоянии вызвать в человеке сознание.
Даже у тех людей, которые лишены этой свободы самосозерцания, существует
нечто приблизительно похожее на это, некоторый посредственный опыт, при
помощи которого они только чувствуют существование своего "я". Существует
какое-то глубокое ощущение, которое тщетно стараются познать и развить в
себе. Описание его принадлежит перу Якоби...
Это интеллектуальное созерцание
наступает тогда, когда мы теряем в своих собственных глазах значение
объекта, когда мы, замыкаясь в сфере нашего собственного "я", отождествляем
созерцающее "я" с созерцаемым. В момент подобного созерцания исчезает для
нас категория времени, не мы существуем во времени, или вернее, не время, а
абсолютная вечность существует в нас.
Весь мир исчезает в нашем созерцании, а не мы исчезаем в созерцании
объективного мира". Позитивист, сторонник имманентной философии, быть может,
усмехнется над обманутым обманщиком, над философом. который заявляет о
существовании у него подобных переживаний. Что ж, против этого ничего не
поделаешь! Да, по-моему, и не зачем.
Однако я не сторонник того взгляда, что
этот "факт "высшего порядка проявляется у всех гениальных людей в той
мистической форме полнейшего слияния субъекта и объекта, в какой обрисовал
его Шеллинг.
Мы оставим здесь в стороне вопрос, существуют ли неделимые
переживания, первоначальный дуализм которых уничтожается в течение нашей
жизни, как утверждает Плотин и индийские махатмы, или это - только высшее
напряжение переживаний, принципиально ничем не отличающихся от всех прочих.
Мы также воздержимся здесь от всяких рассуждении о том возможно или
невозможно совершенное совпадение субъекта и объекта времени и вечности -
созерцание Бога живым человеком. С точки зрения теории познания, переживание
своего "я" лишено всякой ценности, никто еще до сих пор не пытался
оперировать с категорией переживания в целях создания систематической
философии. Поэтому, я хочу этот факт "высшего порядка", который у различных
людей протекает совершенно различно, назвать не переживанием своего "я", а
явлением своего "я". С этим явлением знаком всякий выдающийся человек.
Человек может достигнуть познания этого явления через посредство любви к
женщине, так как выдающийся человек интенсивнее ощущает это чувство, чем
человек средний, или сознание вины может привести его к познанию высшей,
совершенной сущности своей, которую он оскорбил поступком, вызвавшим в нем
раскаяние - ведь и сознание вины сильнее и дифференцированное у выдающегося,
чем у среднею человека. Далее, явление своего "я" может происходить в
процессе полнейшего слияния со всеобщностью, путем созерцания всех вещей в
Боге, или, напротив, оно раскрывает перед ним потрясающую двойственность во
вселенной между природой и духом и пробуждает в нем потребность искупления и
внутреннего чуда. Но как бы ни совершалось это явление, в нем самом лежит
уже ядро определенного миросозерцания. Ведь под миросозерцанием не следует
понимать всеобъемлющего синтеза, который приобретается путем упорного и
настойчивого труда над разнообразными отраслями человеческой науки за
письменным столом посреди огромной библиотеки. Миросозерцание является
результатом переживаний. Оно в общем и целом представляется ясным для своего
носителя, хотя бы некоторые детали его были неясны и противоречивы. Явление
своего "я" есть корень всякого миросозерцания, т.е. всеобъемлющего взгляда
на мир, как на нечто целое. В этом смысле оно одинаково как у художника, так
и у философа. И как радикально не различались бы между собою всевозможные
миросозерцания, всем им, поскольку они действительно заслуживают этого
имени, свойственно одно: это именно то, что появляется в результате познания
своего "я", это та вера, которая присуща всякому выдающемуся человеку, вера
в существование какого-то "я" или какой души, стоящей одиноко во вселенной и
созерцающей весь мир.
Жизнь души для выдающегося человека начинается с момента понимания
категории "я", хотя бы эта жизнь прерывалась самым ужасающим чувством,
смерти, небытия.
Я хочу здесь заметить, что только на основании тех соображений, которые
мы до сих пор развивали, а не на основании чувства неудовлетворенности
своими творениями, чувства, которое в столь сильной степени присуще
выдающимся людям, мы приписываем им высшую степень самосознания, которой
лишены все прочие люди.
Нет ничего более ошибочного, чем говорить о
"скромности" великих людей, будто бы не знающих, какое богатство в них
скрывается. Нет ни одного выдающегося человека, который бы не знал,
насколько сильно он отличается от всех прочих (за исключением периодов
депрессии, когда выгодное о себе мнение, сложившееся в моменты духовного
подъема, теряет силу).
Нет ни одного, который не считал бы себя выдающимся
человеком, раз он кое-что сотворил, создал, и уже, без сомнения, не найдется
ни одного, который в своем тщеславии и суетности не переоценил бы себя.
Шопенгауэр ставил себя значительно выше Канта. Вели Ницше назвал своего
"Заратустру" глубочайшей в мире книгой, то в этом не последнюю роль играло
возмущение его по поводу молчания журналистов и желание их познать мотивы,
которые трудно признать особенно благодарными.
Одно только глубоко верно в этом мнении о скромности великих людей: им
чужда наглость. Самооценка и наглость - две вещи диаметрально-
противоположные.
Ни в коем случае не следует, как это большей частью бывает,
одно понятие заменять другим. Человек нахален в той же степени, в какой он
лишен надлежащей самооценки.
Наглость является средством насильственно
поднять собственное достоинство путем искусственного обесценения окружающих
людей. Она иногда поэтому впервые приводит к сознанию своего "я".
Это все,
конечно, относится к бессознательной, так сказать, физиологической наглости.
Что касается умышленной грубости по отношению к низким личностям, то ее
могут проявлять в равной мере и выдающиеся люди в целях поддержания своего
достоинства.
Итак, всем гениальным людям свойственно твердое, непоколебимое
убеждение в том, что они обладают душой. Это убеждение совершенно не
нуждается в особых доказательствах, поскольку речь идет о самом носителе
его.
Пора, наконец, перестать видеть теолога - пропагандиста в каждом
человеке, который говорит о душе, как о некоторой сверхэмпирической
реальности.
Вера в существование души далеко не суеверие и не просто обман
духовенства. Даже художники, при том такие атеисты, как Шелли, говорят о
своей душе, как о чем-то им известном, не изучив ни философии, ни теологии.
Тем не менее они в это слово вкладывают очень понятное и определенное
содержание. Быть может, кто-нибудь подумает, что "душа" для них красивое
слово, которое они охотно произносят, но которое не вызывает в них никаких
чувств, что художник употребляет различные названия предметов, ни имея
представления о самой сущности их, как в данном случае, о высшей мыслимой
реальности? Но имманентный эмпирист, физиолог по убеждению должен объявить
все подобные предположения пустой болтовне и провозгласить Лукреция
единственным великим поэтом.
Как бы злоупотребляли словом "душа", одно
остается несомненным: когда выдающиеся художники говорили о своей душе, они
отлично понимали, о нем говорят.
У них, как и у великих философов,
существует чувство меры высшей реальности. Это чувство было чуждо Юму.
Ученый, как уже было замечено, а впоследствии еще будет доказано стоит
ниже философа и художника. Последние заслуживают эпитет гения, ученый нет.
Но придавать больше веса взгляду гения на какую-нибудь проблему только