Тема 9. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.


ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
1. Народничество.
2. Развитие университетской науки.
3. Распространение идей марксизма в России.

1. Народничество.
В силу особенностей исторического развития Россия в XIX веке в экономическом отношении отставала от европейских стран. Это в первую очередь касалось крупной промышленности, финансовой системы, транспорта. Исторические условия наложили отпечаток и на содержание экономических учений.

Экономическая мысль в России развивалась в нескольких направлениях.
Одни общественные деятели, философы, публицисты, экономисты расценивали социально-экономическое положение России не как отставание от стран Западной Европы, а как проявление собственного, особого пути.
Другие же предполагали, что России предстоит преодолеть отставание и развиваться в общем направлении, идти по тому пути, который уже прошли европейские страны.
К первому направлению следует отнести прежде всего представителей народников, которые не были экономистами, но развитые ими идеи оказали значительное влияние на умы поколений людей, живших в 60-70-е годы прошлого века.
Народники уделяли большое внимание критике капитализма, как системе, которая противоестественна общему историческому развитию России. Крестьянская община, с ее бытом, жизненными устоями и традициями, это, по мнению народников, прообраз социализма. Развивая общину, укрепляя аграрные отношения, Россия, минуя негативные моменты, свойственные капитализму, шагнет сразу в социализм.
В народничестве, как движении, можно выделить два направления: первое из них - легальное народничество, представителями которого были П.Л.Лавров, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев.
Лавров Петр Лаврович (1823-1900 гг.) после окончания Петербургского артиллерийского училища преподавал математику в военных учебных заведениях Петербурга. Выйдя в отставку в звании полковника, посвятил себя общественно-политической деятельности. П.Л.Лавров был членом революционного общества “Земля и воля”.

После покушения Дмитрия Каракозова на царя, Лавров был предан военному суду, сослан в Вологодскую губернию, откуда затем эмигрировал в Париж. Лавров вступил в I-ый Интернационал, участвовал в Парижской Коммуне 1871 г., сблизился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Взгляды Лаврова в Европе эволюционировали от крестьянского социализма к социализму пролетарскому. Признавая, что капитализм уже развивается в России, главной революционной силой он все же считал крестьянство.
Пропагандируя идеи крестьянской социалистической революции, Лавров подчеркивал роль революционеров, которыми, по его мнению, должны быть критически мыслящие личности, считающие своим нравственным долгом расплатиться с народом за все жертвы, принесенные порабощенным большинством на алтарь цивилизации.
Образец социалистического государства Лавров видел в Парижской Коммуне, будущность России связывал с общинным землевладением и предлагал развить общину, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общинного строя.
В то же время Лавров полагал, что раздел земли между крестьянами еще не обеспечит рHционального земледелия, и лишь организация крупных хозяйств, использующих все достижения науки и техники, сможет создать условия для повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876 гг.) - идеолог международного и русского анархизма. Он окончил артиллерийское училище в Петербурге, однако не долго служил на военном поприще, вышел в отставку, занялся изучением философии, а затем полностью ушел в революционное движение во Франции, Испании, Италии. Принимал участие в восстании в Праге. Бакунин считал, что всякая власть порождает насилие и эксплуатацию.

Он не только обличал крепостничество и самодержавие в России, но и подвергал критике капиталистические отношения. Бакунин считал, что экономической основой классовой дифференциации населения является все большее сосредоточение промышленности, торговли в руках собственников.
Первоочередной задачей, целью своей жизни Бакунин считал революцию движущими силами которой, по его мнению, должны быть крестьяне, нищенский пролетариат, деклассированные элементы. Идеи Бакунина, в частности, его работа “Государство и анархия” оказали довольно большое влияние на народников.


Ткачев Петр Никитич (1844-1885 гг.) - юрист по образованию, критик и публицист. Как и все народники, Ткачев связывал надежды на социалистическое будущее России с крестьянством, которое он считал коммунистическим по инстинкту, традициям, принципам общественного владения. Община, по его мнению могла стать ячейкой социализма только после того, как будет уничтожен существующий строй.



Проповедь политической борьбы, требование организации политических сил, признание необходимости диктатуры меньшинства - вот что отличало взгляды Ткачева.
Идеи революционного народничества, яркие колоритные фигуры Лаврова, Бакунина, Ткачева позволяют понять особенности политического и экономического развития страны в XIX в.
После убийства народовольцами в 1881 г. императора Александра II, характер общественно-экономических взглядов народников несколько изменился.
Либеральное народничество 80-90 гг. носило, в основном, просветительский характер, его представители сплотились вокруг журнала “Русское богатство”.
Ведущие представители народников в этот период: С.Н.Кривенко, Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон и др. Экономические взгляды народников конца XIX в. были обобщены и систематизированы Николаем Францевичем Даниельсоном (1844-1918 гг.) в его работе “Очерки нашего пореформенного общества”.
Важнейшим для народников оставался вопрос о судьбе русской общины, перспективах ее существования и развития. Тезис об особом, некапиталистическом пути развития России был связан с сохранением общины и ее последующей эволюцией в со^иалистическую модель.
Между тем на практике уже происходило разложение общины, выделение наиболее зажиточной части крестьянства, занимавшейся ремеслами, торговлей, промыслами. Рыночные отношения становились реальностью. Однако либеральные народники считали этот путь тупиковым. Они подчеркивали узость внутреннего рынка России, недостаточную покупательную способность большинства населения. Что касается внешних рынков, то выход на них России заранее, по мнению народников, бесперспективен.

Россия отстала от стран Запада, ее товары, считали они, неконкурентоспособны.
В конце XIX в. взгляды народников о сохранении общины на фоне общих, достаточно высоких темпов развития российской промышленности выглядели рутинными. Однако мысли об особом положении России в мировой экономике и особом, нетрадиционном “российском” пути развития периодически встречаются в работах экономистов последующих поколений.

2. Развитие университетской науки.
В этот период российские ученые были не только хорошо образованы, владели всеми достижениями западной экономической мысли: английской классической политической экономией, марксизмом, австрийской теорией маржинализма, но и проводили интереснейшие научные исследования, получавшие мировое признание.
Назовем наиболее известных представителей университетской науки второй половины XIX в.
Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893 гг.) - известный экономист и статистик, опубликовал работу “Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах”, где показал нищету, тяготы и бедствия российских крестьян, недостаточность их наделов даже для простого воспроизводства. Кроме того Янсону принадлежит еще целый ряд работ по теории и истории статистики, демографии, экономико-статистической характеристике железных дорог, его курс “Теория статистики” выдержал пять изданий и был основным в России по этому предмету. По инициативе Янсона был учрежден “Статистический ежегодник Санкт-Петербурга”, а материалы переписей населения Петербурга, которыми он руководил, являются образцом статистических исследований.
Иван Иванович Янжул (1846-1914 гг.), профессор Московского университета, академик. Ему принадлежит теория так называемого “государственного социализма”. Суть этой теории сводилась к тому, что тресты обеспечат государственное регулирование производства. Янжул хорошо изучил процессы концентрации производства в США, Европе, России.

Большое внимание Янжул уделял рабочему вопросу: охране детского и женского труда, правительственному надзору за безопасностью работ.
Николай Христофорович Бунге сочетал в одном лице ученого-экономиста, публициста, общественного деятеля. Был ректором Киевского университета, преподавал “науку финансов и политическую экономию” цесаревичу Николаю Александровичу.
В 1881 г. Бунге был назначен министром финансов России. К этому моменту он располагал обширной программой своей деятельности, изложенной им в научных трудах, публицистике и лекциях 60-70 гг. В программу были включены преобразования, которые, по мнению Бунге, должны были следовать за отменой крепостного права: переселение крестьян на окраины России, пересмотр паспортного устава, реформа системы налогообложения, кредита, акционерного учредительства, денежного обращения.
Предложения Бунге выгодно отличались от традиционных документов финансового ведомства своей социальной направленностью, ибо он видел глубокую связь между улучшением финансового положения страны и повышением благосостояния народа. Он предлагал разработку фабрично-заводского законодательства, создание рабочих ассоциаций, привлечение наемных работников к участию в прибыли предприятия.

Интересные записи



Содержание раздела