Сисмонди жил в период быстрого развития капитализма, разрушающего старые общественные отношения, в основе которых лежало мелкотоварное производство. Он идеализировал мелкое крестьянское хозяйство и цеховую организацию ремесла. В целях сохранения мелкого производства, которому угрожал средний и крупный капитал, Сисмонди предлагал реформировать капитализм путем раздробления крупных предприятий в мелкие. Он не понял объективного характера концентрации капитала и производства и полагал, что государство может остановить этот процесс.
При этом, - подчеркивал Сисмонди, - государство должно руководствоваться специальной наукой, состоящей из двух частей: высшей политики и политической экономии. Высшая политика, по его мнению, должна научить тому, как создавать государственный порядок, воспитывать граждан в духе добродетели и религии. Задача политической экономии - показать правительству, как управлять хозяйством.
В “Новых началах политической экономии...” видное место занимают такие категории как стоимость, деньги, прибыль, рента и т.п. Вслед за Смитом и Рикардо, Сисмонди определял стоимость товара затратами труда.
Раскрывая сущность денег, Сисмонди правильно подчеркивал, что они являются общей мерой стоимости. Вместе с тем Сисмонди, как и его предшественники, трактовал прибыль с разных позиций. В одних случаях он подчеркивал, что прибыль капиталиста является результатом ограбления рабочих, в других - результатом производительности капитала, или вознаграждением за бережливость предпринимателя.
Ренту Сисмонди рассматривал как дар земли, повторяя в этом вопросе концепцию физиократов. Он не разделял теорию ренты Рикардо, полагая неправильным перенесение на земледелие категорий капиталистического товарного производства. Вместе с тем Сисмонди близко подошел к пониманию абсолютной ренты, утверждая, что и с худших участков необходимо платить ренту.
В учении о доходах Сисмонди показал различие между эксплуататорскими доходами капиталистов и трудовыми доходами рабочих и мелких товаропроизводителей. Низкую заработную плату рабочих он объяснял капиталистическими отношениями, подчеркивая при этом влияние кризисов на снижение уровня заработной платы.
Сисмонди был одним из первых экономистов, кто показал противоречие между производством и потреблением в капиталистическом обществе и связь этого противоречия с экономическими кризисами.
В теории воспроизводства Сисмонди определял стоимость совокупного общественного продукта доходами: прибылью, рентой, заработной платой. Возможность расширения производства он видел только во внешнем рынке, который, по его мнению, с развитием капиталистических отношений сужается. На этом основании Сисмонди делает вывод о неизбежном крахе капитализма.
Экономическое учение Сисмонди завершается теорией кризисов. В своем учении Сисмонди подчеркивает, что кризисы перепроизводства органически присущи капитализму. Однако Сисмонди не понял диалектики капиталистического рынка. Он видел только одну сторону - массовое разорение мелких товаропроизводителей, которое ведет к сокращению внутреннего рынка.
Вместе с тем одновременно с развитием капитализма растет численность рабочего класса, возрастает спрос на средства производства и предметы потребления. Это означает, что капиталистическое производство имеет внутренние источники развития, а не только внешнюю торговлю, как ошибочно утверждал Сисмонди.
Таким образом, Сисмонди, справедливо критикуя противоречия капитализма, вместе с тем наивно полагал, что методами государственного регулирования экономики можно будет сдерживать развитие крупного капитала и добиться Jсеобщего благоденствия в условиях мелкого товарного производства.
В марксистской литературе идеи Сисмонди были названы экономическим романтизмом.
4. Мелкобуржуазный социализм П.Ж.Прудона.
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865 гг.) жил в период развития системы фабричного производства во Франции.
Прудон, как и Сисмонди, критиковал капитализм с целью его улучшения посредством реформирования.
Первая теоретическая работа Прудона “Что такое собственность?” (1840 г.) принесла ему громкую известность, а фраза: “Собственность есть кража” - стала хрестоматийной. Прудон из-за этой фразы прослыл опасным революционером. В книге не было призывов к революции.
Как разъяснял сам Прудон, его афористичная фраза была направлена не против частной собственности, а только лишь против злоупотребления ею.
В 1846 г. вышла в свет новая книга Прудона “Система экономических противоречий или философия нищеты”. В ней Прудон продолжает критиковать капиталистическую собственность, но предлагает сохранить индивидуальное владение, под которым он понимал мелкую частную собственность.
Значительное место в работах Прудона занимают “дурные” и “хорошие” стороны диалектического противоречия. И задача состоит в том, - подчеркивал Прудон, - чтобы устранить “дурную сторону” имеющегося противоречия и сохранить его “хорошую сторону”. Прудон считал, что таким образом и разрешаются выявленные противоречия.
Например, ликвидация в разделении труда “дурной стороны”, ведущей к росту бедности и безработице, и сохранение “хорошей стороны”, способствующей росту богатства, гармонизирует, по Прудону, экономические отношения общества. Что касается частной собственности, то Прудон считал необходимым ликвидировать связанное с ней неравенство, которое представляет ее “дурную сторону”, и сохранить ее “хорошую сторону”, обеспечивающую человеку свободу и независимость.
Стоимость Прудон объявил носителем двух противоположных идей: с одной стороны, идеи потребительной стоимости, с другой - идеи меновой стоимости. Потребительную стоимость, т.е. полезность вещи, он назвал спросом, а меновую стоимость - предложением. В борьбе между предложением и спросом, по мнению Прудона, устанавливается цена, которую он отождествлял со стоимостью.
Рассматривая проблемы реализации, Прудон ввел понятие “конституированная стоимость”, которая представляет собой синтез потребительной и меновой стоимости. Этот синтез происходит в обмене. Чтобы обмен был эквивалентным, указывал Прудон, надо, во-первых, производить товаров столько, сколько требуется для обмена; во-вторых, создать условия для реализации этих товаров. Прудон полагал, что если все товары будут проданы, то противоречия капиталистического производств получат свое разрешение.
Вместе с тем он подчеркивал несправедливый характер капиталистических отношений обмена и для преодоления этой несправедливости предлагал учредить Народный банк, который вместо денег выдаст “рабочие квитанции”. На эти квитанции товаровладелец может получить любые другие товары. В результате, подчеркивал Прудон, обмен получит организованный характер, деньги, а вместе с ними и нетрудовые доходы, будут ликвидированы, и наступит социальное равенство.
Прудон рассматривал процент, как основную форму эксплуатации труда капиталом, и, все формы прибыли, включая промышленный и торговый доход сводил к проценту. Поэтому, установление беспроцентного кредита для мелких товаропроизводителей и рабочих, по его мнению, устраняет эксплуатацию.
Прудон отдал дань и анархистским взглядам на организацию общественной жизни. Он выступал в печати и против коммунизма, и против буржуазной демократии, критиковал монархистов, и, вместе с тем обращался к Наполеону III за помощью в проведении своих планов реорганизации общества.
Мелкобуржуазный социализм Прудона получил определенное распространение во Франции, Италии, Испании, Бельгии и некоторых других странах Европы. Объясняется этот феномен, по-видимому, тем, что реформистский путь переустройства общества и решения социальных проблем отражал интересы значительной части рабочего класса и мелкой буржуазии.
Основные понятия
Мелкое товарное производство. Свободная конкуренция. Мелкобуржуазный социализм. Высшая политика. Стоимость.
Деньги. Прибыль. Рента. Доходы.
Противоречие между производством и потреблением. Воспроизводство. Кризис. Рынок.
Внешняя торговля. Экономические противоречия. “Рабочие квитанции”. “Конституированная стоимость”.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение мелкобуржуазному социализму.
2. В чем суть полемики Сисмонди с Рикардо по вопросу о сущности капитализма?
3. Владимир Маяковский в 1924 году писал:
Капитализм
в молодые года
был ничего,
деловой парнишка,
первый работал -
не боялся тогда,
что у него
от работ
засалится манишка...
Знаменитый женевец Симонд де Сисмонди в книге “Новые начала политической экономии...” изданной в 1819 году, увидел в капитализме путь, гибельный для человечества, и, чтобы спасти мир, он предложил возродить мелкое товарное производство.
Чем можно объяснить, что В.Маяковский рассматривал ранний капитализм (“молодые года”) как прогрессивное общество, а Сисмонди, напротив, характеризовал капитализм того периода как строй реакционный?
4. В марксистской литературе взгляды Сисмонди на общественное развитие названы “экономическим романтизмом”. В чем сущность “экономического романтизма”?
Литература к вопросам 1-4
История экономических учений. Ч.1. Изд.
МГУ, 1989. - Гл.13.
Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. П.с.с.
Т.2.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М., 1996. - С.89-105.
5. А.Смит и Д.Рикардо считали ключевой проблемой капиталистического воспроизводства накопление. Сисмонди выдвинул на передний план противоречие между производством и потреблением, и, в связи с этим, проблему рынка и реализации. В чем Вы видите причины разных подходов, указанных выше экономистов, к проблемам капиталистического воспроизводства?
6. Известно, что А.Смит и Д.Рикардо рассматривали капитализм как естественный и вечный общественный строй. Разделял ли эту точку зрения С.Сисмонди? В связи с этим вопросом проанализируйте следующее высказывание Сисмонди: “можно ли заключить, что мы достигли теперь истины, что мы не откроем порока в системе наемного труда... как мы открыли его в системе рабства, феодализма, цеховых корпораций.
Придет без сомнения, время, когда наши внуки будут считать нас варварами за то, что мы оставили трудящийся класс без защиты...” (С.Сисмонди. “Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению”. Т.2. - М.: Соцэкгиз, 1937. - С.209).
Литература к вопросам 5-6
История экономических учений. Ч.1. Изд.
МГУ, 1989. - Гл.13. - С.110-119.
С.Сисмонди. “Новые начала политической экономии...” Т.2. - С.208-210.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.
7. Сравните взгляды Сисмонди и Прудона на экономическую жизнь общества. Что общего в их взглядах и что их различает?
8. Что понимал Прудон под “конституированной” или “синтезированной” стоимостью?
9. Можно ли путем учреждения Народного банка и введения “рабочих денег”, предложенных Прудоном, трансформировать капиталистическое общество? Дайте аргументированный ответ.
Литература к вопросам 7-9
История экономических учений. Ч.1. Изд.
МГУ, 1989. - С.110-121.
Аникин А.В. Юность науки. - М., 1985. - Гл.14.