Примеры истерических переживаний


Изучая происхождение истерии, мы узнаем следующее: подавление, снижеяие общественной и самооценки, несвобода, насилие и непонимание со стороны партнера и общества вызывают истерические реакции протеста, независимо от половой принадлежности личности, дающей эту реакцию. И другие описанные выше средовые воздействия, благоприятствующие развитию истерических черт, не имеют половой принадлежности. Мы показали, что во многих истерических со-стояниях основой истерического развития является страх перед обязательностью, конечностью и необходимостью.

Они не делают .для себя выводов из своих разочарований и не приобретают опыта, когда их по ведение не соответствует требованиям и ожиданиям окружающих. Напротив, чем чаще они переживают неудачи, чем меньше удовлетворяются их желания, тем больше возрастают их потребности и чаще пред принимаются попытки их осуществления. Это приво дит к истерическому порочному кругу с упрямым от стаиванием своих позиций и своих желаний Их склонность к соблазнам может быть объяснена тем, что общая неудовлетворенность собой и своей жиз нью приводит их к жажде привлекательного и суля щего удовольствия - с этим связано их влечение к новым раздражителям и переменам, в которых они надеются найти удовлетворение, причем эти поис ки всегда относятся к внешнему, а не к внутренне му миру. Оказание помощи личностям с истерическим раз витием состоит в не в том, чтобы способствовать их уходу от реальности, но в обретении ими адекватных ролей, приучении к порядку, обязательности и со блюдению законов, в готовности к самопознанию и зрелым суждениям.

Сюда же относится достаточное мужество для осознания правды и способность к не обходимому самоограничению, которое должно быть свойственно всем нам.
Для этого следует показать этим личностям позитивную сторону реальности, которая может дать им ту меру удовлетворения, которая для них возможна. Удивительным фактом является то обстоятельство, что понятие истерии часто нуждается в переоценке: с точки зрения навязчивых, депрессивных или шизоидных личностей то, что мы всех истериков рассматриваем как больных, кажется сомнительным, так как, по их мнению, главными должны быть моральные оценки. Здесь имеет место представление о том, что истерик только "играет в болезнь" тогда, когда это ему выгодно или если он этого желает, - представление, связанное с бытующими предрассудками.

Быть может, представления о биографии пациентов, об истории формирования их личности и соответствующих симптомов помогут понять, что истерия есть бо лезнь с определенной последовательностью ее развития и что люди с истерическими заболеваниями так же страдают, как и другие больные. Быть может, наши предубеждения усиливаются еще и от того, что внешне жизнь истериков кажется благополучной и это, как говорится, лишает их права на болезнь.
Знакомство с их жизнью заставляет нас изменить это мнение и отречься от предрассудков прошлого - ведь показателем плодотворной жизни является умение понять страдания других людей, и чем больше наша терпимость, тем большую благодарность мы заслуживаем и тем счастливее люди, которым мы помогаем. - Примеры истерических переживаний Переходим к примерам.
Состоятельная дама искала возможности встретиться со мной из-за своего 16- летнего сына Причиной ее бес покойства было предположение, что сын склонен к гомосексуализму Во время беседы было совершенно очевидно, что она в прямом и переносном смысле стре мится предстать в лучшем свете и занять лучшее место Она поворачивала стул таким образом, чтобы лучше выглядеть и, вместе с тем, сидеть вполоборота к собе седнику (что было извинительно, так как перед бесе дой она съела головку чеснока) При этом она старалась произвести впечатление любящей и щедрой матери и занималась самовосхвалением, противопоставляя себя мужу, которого сильно критиковала и унижала. При беседе с сыном выяснились следующие детали.

Родите ли состояли в трудном браке и не разводились только из-за боязни общественного мнения.
Мать часто пред принимала длительные путешествия, в которых ее со провождал сын. Он всегда выполнял роль маленького кавалера. Они проживали в аристократических отелях; до достижения юношеского возраста он спал в одной комнате с матерью. Она была привлекательной женщи ной, и ей доставляло удовольствие принимать перед сыном соблазнительные позы, показываясь ему полу раздетой и даже обнаженной, что возбуждало его лю бопытство и вызывало волнение, а также смущение от того, что она находила его "сладеньким".



Она считала его своим пажом, навязывая ему эту роль, но при этом заставляла официанта отеля обслуживать его как ма ленького ребенка.
У него была лишь одна функция - почитать свою мать и в какой-то степени быть игруш кой в ее руках. Связь сына с отцом постепенно разру шалась; кроме того, мать с ревностью реагировала на его попытки обратиться к отцу. Отец, со своей сторо ны, испытывал отчужденность по отношению к сыну и на самом деле не имел реальных возможностей для ока зания на него влияния, да и мать в силу своей преду бежденности, считая, что отец может настроить сына против нее, предпринимала всяческие меры для того, чтобы они редко виделись.

Сын относился ко всему этому равнодушно и не испытывал по отношению к отцу ка кого-либо чувства вины - для него было очевидным, что мать права, когда говорит о том, что любит его больше, чем отец, и что отец ничего для его не делает.
Она использовала сына в своих целях как средство мести мужу, не задумываясь над тем, что делает. Она мстила за разочарование в браке, при этом возлагая вину исключительно на мужа, так как он "не давал ей той любви, которой она от него ожидала" или "давал так мало". Другой пример.

Весьма привлекательная девочка, единственный ребенок от очень трудного брака, стала для матери средством компенсации неудовлетворенных потребностей.
В четыре годика она выступала на помосте, демонстрируя образцы детской одежды. Мать сидела ниже помоста, и ребенок испытывал сильный страх перед возможным неловким или неправильным движением, так как, по ее словам, холодные и жестокие материнские глаза отмечали каждую ошибку.

После выступления мать обнимала и целовала девочку, демонстрируя перед публикой картину безмятежной материнской любви. Если девочка допускала ошибки, то дома мать обращалась с ней грубо, заставляла подолгу тренироваться и угрожала, что в следующий раз "это ей даром не пройдет".
Девочка чувствовала, что любовь матери достижима лишь тогда, когда она не разочаровывает ее и хорошо функционирует на помосте. Одновременно девочка получала уроки того, что главным в жизни является ее оценка со стороны и то, какой она представляется другим.

Зависть и чувство восхищения, которые она вызывала у других детей, служили ей некоторым утешением.
Позже она стала пользоваться большим успехом как манекенщица, но возрастающий страх перед повзросле-нием стал основой всего ее существования, а самооценка основывалась как на физической зрелости, так и на отношении к ней мужчин. У нее было много неудачных романов, вызывавших чувство неудовлетворенности и неопределенное томление по "большой любви".

Ей было не более 30 лет, когда жизнь стала казаться ей лишенной смысла.
Она реагировала тяжелой депрессией даже на небольшое повышение веса, который строго и без всякого снисхождения контролировался ее матерью, так как был критерием "рыночной стоимости". Мать была посредником в ее связях с обеспеченными мужчинами и надеялась найти богатого зятя, который внушал бы ей уверенность в том, что ее старость будет обеспеченной.

Чуть было не удавшаяся попытка самоубийства привела молодую женщину к психотерапевту, и мы за внешне благополучным фасадом, которому многие завидовали, обнаружили нищету.


В этом отношении данный пример типичен для лиц подобной профессии.
Дама с сильно выраженным истерическим развитием хотела полностью господствовать над мужем. В ее родительской семье отец рассматривался как более или менее комическая фигура, привычный атрибут жизни, существованием которого можно было пренебречь ("quan tite negligeable"). Она тоже пренебрегала мужем, относясь к нему преимущественно как к источнику доходов, в чем ее поддерживала мать, которая часто жила у нее в квартире как в собственном доме.

Мать не ценила своего зятя, она считала, что ее дочь "заслуживает лучшего"; зять был учителем и едва зарабатывал на жизнь и на пенсию - большего богатства от его заработков нечего бьыо ожидать.
Она подстрекала дочь при возможности избавиться от мужа и устроить свою жизнь лучшим образом. Дочь разделяла склонности и увлечения матери и запустила домашнее хозяйство. Она не хотела иметь детей и была уверена в том, что муж должен ее обожать и испытывать непреходящий восторг от того, что она прелестна.

Муж, который вначале потакал ее капризам и даже испытывал от этого радость, надеялся, что новая, более основательная страница их брака откроется после того, как жена обретет материнство.
Этого не произошло, так как жена не хотела иметь детей и не прекращала тесной связи с матерью; она оставалась больше дочерью, чем женой.



Содержание раздела