Подразумевается, что вы будете использовать знания, навыки и образцы поведения, почерпнутые в каждой главе, не только для того, чтобы снизить влияние стресса на вас самих, но и чтобы помочь членам вашей семьи, друзьям, коллегам, соседям и другим людям легче переносить стресс. Ваш преподаватель может предложить и свои способы помощи членам вашего сообщества.
Самое интересное в помощи другим людям это то, что вы волей-неволей помогаете и себе. Ральф Уолдо Эмерсон сказал: "Один из самых замечательных примеров компенсации, с которыми мы встречаемся в нашей жизни, это то, что никто не может искренне помочь другому, не помогая при этом себе". Если вы
начнете заботиться о членах своего сообщества, вы поймете, насколько справедливо наблюдение Эмерсона. Мои студенты уже в этом убедились. Им предлагалось участвовать в обучающе-практическом проекте, где они должны были использовать полученные знания, чтобы научить других управлять стрессом.
Одна группа студентов работала с онкологическими больными, помогая справиться со стрессом, связанным с их болезнью. Другие студенты работали с детьми, помогая им справиться со стрессом, связанным с переходом на следующий уровень обучения (например, из средней школы в старшие классы). Остальные работали с пожарниками-добровольцами, воспитателями ясель, постоянными жителями домов престарелых и молодежью из местных общин. Самым интересным было то, что даже те, кто поначалу не хотел всем этим заниматься, по окончании проекта рассказывали, что получили огромную пользу для самих себя.
Мои студенты знают, что усваивают гораздо больше материала, когда преподают его другим; что им самим становится лучше, когда они помогают другим, и что после этого у них появляется желание заботиться о членах своего сообщества всеми возможными способами.
На данный момент вы можете решить, что не хотите заботиться о других людях. Что ж, это ваше решение (если только, подобно мне, ваш преподаватель не решит, что помощь людям весьма ценный источник опыта, что вы так гораздо лучше усвоите материал и что здесь сокрыты различные преимущества и таким образом эта помощь станет обязательным требованием). Но перед тем как принять такое решение, вспомните слова Марион Райт Эдельман, исполнительного директора Общества защиты детей: "Услуги это наша плата за жизнь.
Если вы видите, что человек в чем-либо нуждается, то не спрашивайте: "Почему никто ничего не делает?" Спросите лучше: "Почему я ничего не делаю?" Степень нашей вины может быть разной, но степень нашей ответственности одинакова" [41].
В университетском городке существует много групп, деятельность которых направлена на повышение уровня благосостояния в обществе. Сюда входит поставка продуктов, книг и одежды, а также строительство домов
для бедных
Позаботьтесь о своем окружении
Совершенно естественно, что все мы беспокоимся о собственном здоровье. Когда мы испытываем стресс, мы хотим знать, как снизить интенсивность переживаний. Эта книга написана для того, чтобы помочь вам предотвратить негативные последствия стресса. При этом надо помнить о том, что мы бываем не только "жертвами" стресса, но и его "источниками".
Например, когда мы спорим без необходимости или теряем терпение, наш собеседник может стать жертвой стресса, вызванного нашим поведением. Когда мы несемся на машине по дороге как сумасшедшие, то остальные водители могут "впасть в стрессовое состояние". И когда мы слишком шумим или слушаем слишком громкую музыку, то у студентов, которые живут с вами в общежитии и которым необходима тишина, чтобы позаниматься как следует, также может развиться стрессовая реакция. Вы можете снизить уровень стресса, источником которого вы являетесь, у членов своего сообщества (своего университетского городка, своего дома, города). Назовите трех человек, которые вам небезразличны, и объясните, в чем причина того, что вы для них - источник стресса.
Потом перечислите три способа, с помощью которых вы можете снизить свое негативное влияние на них, а затем - делать то, что поможет вам доставлять меньше неприятных переживаний для других.