Непринужденные заметки


Эта методика, ставшая краеугольным камнем программы PAAL, носит название непринужденных заметок. 10.5. Непринужденные заметки.
Большинство истинных любителей книг с глубоким презрением относятся к привычке оставлять заметки на полях. Но, как ни парадоксально, во многих знаменитых античных томах нет-нет да и попадутся комментарии каких-нибудь прославленных гениев. Великие умы питали неутолимую страсть оставлять свои впечатления о прочитанном тут же на полях, отмечая мысли и факты, спровоцировавшие их воображение.

Эти заметки - настоящий клад для историков, открывающий перед ними уникальную возможность проследить за ходом мыслей непревзойденных мира сего.
Непринужденные заметки являются продолжением давней человеческой привязанности. По существу, это просто запись всех мыслей, возникающих в сознании во время урока, лекции или при чтении книги. Отличие непринужденных заметок от обычных состоит в запрете излагать факты, о которых говорит лектор.

Напротив, позволяйте перу забираться в дебри, далекие от центральной темы лекции, куда вас неизбежно поведет ваше воображение. Стремитесь записывать быстро, чтобы вам практически не удавалось следить за ходом изложения - такой прием обеспечит вам подсознательное восприятие материала.
Метод непринужденных заметок, аналогично фоточтению, позволяет схватывать материал лекции значительно полнее, чем при обычном внимательном прослушивании. Более того, заметки, как оказалось, содержат ценнейшие прозрения, обобщающие информацию в свете личных практических интересов слушателя.
10.5.1. Увидеть - значит поверить.
Как и многие методики ускоренного обучения, требующие получения информации нетрадиционным путем, непринужденные заметки вызывают скептическое отношение у начинающих. Сама идея чтения или присутствия на лекции без привычной должной концентрации внимания кажется пустой тратой времени. В связи с этим я очень обрадовался письму, которое получил от Тони Бригмана, жителя Гранд Патрика, что в Техасе. Вот что он пишет:
"Должен признаться, я весьма скептически относился к вашему заявлению о том, что запись комментариев по поводу прочитанного сможет и в самом деле помочь больше запомнить. Так что сегодня с утра я решил все проверить на собственном опыте.
Вооружившись своим верным магнитофоном, я выбрал для чтения главу из Библии. (Неплохая идея для проведения теста на полноту восприятия!) Как только я принялся за чтение, мое сознание стало заполняться потоком свежих мыслей, ассоциаций, идей, аргументов и т. д. Я только успевал записывать их на пленку. Я заметил, что, чем активнее начинаешь комментировать, тем быстрее приходят в голову прозрения, мысли и ассоциации.
Закончив чтение главы, я закрыл книгу и попытался припомнить содержание прочитанного. Я был поражен. Я запомнил намного больше, чем когда-либо ранее, читая Библию по старинке.

Как известно, некоторые сюжеты книги книг не так-то легко поддаются запоминанию...
Правда, я так и не понял, почему материал лучше воспроизводится не когда мы концентрируем на нем все наше внимание, пытаясь запомнить, а если просто фиксируем мысли, идеи и аргументы, приходящие на ум? Но с уверенностью могу сказать, что убедился в этом сегодня утром на собственном опыте. В ваших словах, безусловно, есть смысл, Вин, но я должен был сам все испытать. Ожидаю новых приятных открытий в будущем."
Случай с мистером Бригманом лишь подтверждает старое правило: во всем надо убедиться на собственном опыте.
10.5.2. Техника непринужденных заметок.
1. Захватите с собой на лекцию обыкновенную тетрадь и магнитофон.
2. Запишите всю лекцию на пленку, параллельно фиксируя свои непринужденные замечания в тетради. Позднее вы сможете использовать магнитофонную запись для сканирования и углубленного повторения.
3. Записывайте быстро и непрерывно, не сдерживая воображения и в то же время не уходя уж совсем далеко от темы лекции. Вы могли бы воспользоваться магнитофоном, но это помешает вашим соседям.
4. Забудьте об анализе написанного. Никто не заглядывает вам через плечо. Не редактируйте - записывайте любые соображения, ничего не зачеркивая.



В большинстве случаев вам не удастся выделить лучшие идеи, пока вы не запишете их в тетрадку или на магнитофон.
5. Не останавливайтесь и не стесняйтесь. Ваша цель - направить поток информации через каналы самовыражения. Поток должен быть настолько интенсивным, чтобы большая часть содержания лекции воспринималась подсознательно.
6. Используйте машинальные зарисовки, карикатуры и диаграммы. Любое обращение к правому полушарию расширит ваш нейрологический контакт с изучаемым предметом и будет способствовать успеху. Стремитесь оставаться более или менее в контексте того, что вы считаете темой (я пишу считаете потому, что, возможно, вы не совсем уверены, какова же, собственно, тема - особенно если заметки фиксируются в быстром темпе).


7. Ищите глубокие взаимосвязи. Постарайтесь обнаружить скрытые взаимоотношения предмета изучения и человеческого знания вообще. Не бойтесь при этом коснуться глобальных метафизических систем, преследующих цель объединить все события во Вселенной.

Выявление подобных ассоциаций означает, что подсознание старается вписать предмет изучения в ваше мировоззрение, а это ключевой шаг к глубокому изучению любого предмета.
10.5.3. Чем причудливе, тем лучше.
Известно, что великие умы пользовались ассоциациями, подстегивая свою память. Они связывали информацию, которую нужно запомнить, с каким-нибудь воображаемым объектом, цветом или мелодией. Непринужденные заметки автоматически способствуют лучшему запоминанию, ассоциируя ключевые моменты информации с возникающими мыслями.

Чем дерзновенней, смешней и причудливей игра вашего воображения, тем эффективнее работает память.
На лекции по химии, например, вы можете представить себе вещества, легко вступающие в реакцию с водородом, покрытыми густым мехом, в котором и застревают крошечные атомы. Пусть у каждого химического элемента будет свой особенный мех. Кислород, например, мог бы носить очень мокрую шубу.
Вообразите, что лектор изображает серьезного человека, будучи на самом деле комиком. Выискивайте в лекции смешное и стремитесь в своих заметках начинить юмором любой самый сложный изучаемый предмет.
10.5.4. Гештальт непринужденных заметок.
В главе 5 мы обсудили, как беспорядочные, кажущиеся случайными мысли превращаются в цельный образ, куда более значимый, чем простая совокупность его частей. Непринужденные заметки черпают свою силу в таких же образах. Когда лекция закончится, вы обнаружите, что ваши заметки содержат значительно больше полезной информации, чем было предоставлено лектором.

Могущественное подсознание заглянуло в глубины фактов, лежащих на поверхности, и ухватило самую суть информации. Благодаря этому у вас мгновенно возникли оригинальные мысли и свежие наблюдения. Подсознание удивительно глубоко проникает в структуру лекции, и вы можете столкнуться с тем, что услышите от лектора уже записанное вами минутой раньше.
10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу.
Вы могли бы проверить эффективность методики непринужденных заметок прямо сейчас, используя эту книгу в качестве вашего первого лектора. Читая, прерывайтесь через равные промежутки времени и в течение 5-15 минут без остановки быстро записывайте свои мысли (или воспользуйтесь магнитофоном).
Лучше всего делать заметки, когда возникает идея или приходит вдохновение, но можно останавливаться и специально, например в конце главы или каждые десять минут. Независимо от того, когда вы остановитесь, в вашей голове обязательно возникнут какие-нибудь интересные ассоциации, причудливо отклоняющиеся от основной линии изложения материала. Следуйте этим блужданиям мысли до самого конца и лишь потом возвращайтесь к чтению.
Я могу поручиться, что если вы станете использовать метод непринужденных заметок, читая оставшиеся пять Kлав книги, то непременно поразитесь появлению множества новых мыслей и оригинальных прозрений. Их будет куда больше, чем принесли вам предыдущие страницы. Несомненно, и первые десять глав вызвали у вас не меньший отклик, просто добрая половина родившихся соображений и идей затерялись, так как не были записаны.
Комментируя Неужели я гений?, вы наверняка разработаете свои собственные оригинальные приемы, развивающие интеллект и способность к обучению. Они могут быть совершенно не похожи на предложенные мной, но работать столь же успешно. Ожидаемые результаты трудно вообразить, но даже если сделанные вами заметки будут почти копией моих мыслей, вы можете быть уверены, что сознание пропитало их вашими взглядами и адаптировало их к вашим личным насущным потребностям.
Любые сообщения о прозрениях, возникавших в процессе чтения этой книги, и ваши идеи помогут нам разработать новые теории и методы ускоренного обучения.
10.6. Обучение - это творчество.
Когда вы грызете морковку или поглощаете бифштекс, вы знаете, что не насытитесь, пока пища не пройдет свой неизменный путь по пищеварительному тракту. Так же и информация, попадающая в мозг, должна быть преобразована, чтобы вы смогли ею воспользоваться.



Содержание раздела