Старший сын вспоминал: Как только отец чувствовал, что подходит к завершению работы или же если в работе возникали трудности, он обращался к музыке - и, как ни странно, все проблемы разрешались. По словам сестры Эйнштейна, игра на музыкальном инструменте приводила его в умиротворенное состояние, способствующее плодотворным размышлениям. Ломая голову над сложнейшими вопросами физики, Эйнштейн играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение.
Тогда он вставал и объявлял: Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!
Решение приходило к нему неожиданно, - отмечала сестра.
Игра на скрипке успокаивала Эйнштейна и открывала доступ к подсознательному. Но не исключено, что она давала ему и нечто большее. Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте.
К тому времени когда ему исполнилось четырнадцать, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом тренировок в детские годы - ведь занятия музыкой, как известно, способствуют развитию интеллекта.
13.7. Музыка Моцарта.
Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно до мажор К. 488. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов.
Правда, примерно через пятнадцать минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертное творение Моцарта явилось причиной временного интеллектуального роста.
Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при регулярном употреблении вызвать устойчивое повышение IQ.
Когда психологи пытаются объяснить феномен воздействия музыки, они, конечно, не пользуются понятием наведение мостов, но один из исследователей, Гордон Шоу, высказал предположение, что сложная музыка каким-то образом питает и отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, - отделы, не имеющие прямого отношения к восприятию звуков и мелодий.
13.7.1. Открытие Лозанова.
Во время работы над докторской диссертацией в Харьковском университете психолог Георгий Лозанов сделал замечательное открытие. Он изучал различные методы ускоренного обучения, используемые в Советском Союзе, включая гипноз, обучение во сне и даже йогу. Эти методики уже доказали свою эффективность, но пользоваться ими было очень сложно.
Лозанов также узнал, что в больницах Советскго Союза для снятия болей и успокоения пациентов используется музыка. Вернувшись домой, в Болгарию, Лозанов вместе со своим коллегой доктором Алеко Новаковым занялся исследованиями, пытаясь определить, в какой степени музыка влияет на процесс обучения. К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в ритме 60 ударов в минуту, наступает альфа-состояние - идеальное для обучения и запоминания.
Не зная об этом факте, Лозанов и Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но используя медленную музыку барокко с ритмическим размером 60-64 такта в минуту. Жанр барокко был очень распространен в Европе с 1600 по 1750 год. Его популярность прошла после смерти одного из самых выдающихся композиторов и исполнителей - Иоганна Себастьяна Баха.
Для музыки барокко характерны богатая звуковая палитра гамм и четкий ритм.
Лозанов и Новаков открыли, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Это открытие вскоре привело к разработке нового метода. Согласно его условиям, информация - например, фразы на иностранном языке - представляется с интервалом в четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту.
Первые же результаты показали, что студенты усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день. Вскоре в советской прессе замелькали заметки о том, что, пользуясь методом Лозанова-Новакова, можно без труда овладеть иностранным языком всего за один месяц.
Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков - 5000-8000 Гц.
Согласно Томатису, вибрация клеток Карти - волосковых сенсорных клеток внутреннего уха - действует как своеобразный генератор мозга.
Путем многолетнего анализа Томатис пришел к выводу, что музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок - наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения.
Открытия Лозанова, Новакова и Томатиса полезны людям любого возраста. Они имеют особое значение для интеллектуального развития детей - как после, так и до их рождения. Именно с их помощью появился широкий диапазон простых, но эффективных способов коррекции мозговых процессов, некоторые из которых будут рассмотрены на следующих страницах книги.
1 3.8. Стимулирование внутриутробного развития.
Когда ребенок еще находится в утробе матери, закладывается его будущее. За девять недель до рождения в мозге уже начинают формироваться нейроны и их взаимосвязи, которые и будут определять умственные способности и стиль мышления ребенка. Этот период является оптимальным для совершенствования человеческого интеллекта.
13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери.
Известно, что дети еще до появления на свет слышат большую часть того, что происходит вокруг, включая и разговоры. Однако, к сожалению, стенки живота и матки матери отфильтровывают высокочастотные звуки, которые, как считает Томатис, и подзаряжают мозг, так как несут в себе большую часть информации.
Беременная женщина может преодолеть эти помехи, просто приложив стереонаушники к области живота, где расположена матка, - тогда весь частотный диапазон полноценно донесет до ребенка все звуки - от музыки Моцарта до материнского голоса.
Однако при этом не стоит увлекаться громкостью. Достаточно той, с которой обычно слушают музыку через наушники. Помните, что младенец в утробе не может убежать или просто закрыть уши руками, спасаясь от децибелов.
13.8.2. Обратная связь "мать - младенец".
Матери совсем не обязательно ждать, когда ее ребенок появится на свет для того, чтобы установить с ним обратную связь.
Свет - вот один из способов взаимодействия с еще не родившимся младенцем. Если мать обнажит живот на солнечном лугу или под очень яркой лампой, то сможет с легкостью привлечь внимание младенца, создавая руками движущиеся тени. Однако не стоит слишком долго увлекаться игрой - яркий свет может перевозбудить младенца.
Мать также может заинтересовать крошечное создание, если начнет слегка массировать живот в области матки. Как только младенец в утробе задвигается, нужно в ответ хлопнуть в ладоши. Хлопки по стенке ванны во время купания срабатывают еще эффективнее, так как вода лучше проводит звук.
Если будущая мать станет постоянно практиковать такие упражнения, то добьется поразительного уровня взаимодействия с еще не появившимся на свет ребенком - взаимодействия, стимулирующего у него раннее осознание внешнего мира.
13.8.3. Усиление притока крови.
Развитие мозга еще не родившегося младенца так же, как и взрослого человека, зависит от интенсивности притока крови. Несколько лет тому назад группа врачей из Южной Африки разработала костюм для беременных женщин, который, по утверждениям специалистов, мог поднять уровень IQ младенца на целых 15-20 баллов. Костюм включал воздухонепроницаемый бандаж, охватывавший нижнюю часть живота.
Периодически бандаж на короткие периоды препятствовал доступу воздуха, что вызывало усиление циркуляции крови в области матки. Сейчас этот интригующий предмет одежды в продаже уже не встречается. Правда, в Проекте возрождения пропагандируется теория психогенеза, о которой смело можно сказать, что она рекламирует аналогичный эффект.