Пациент должен позволить себе сойти с ума, потерять контроль, лишиться части тела, смириться с изуродованной внешностью. Пациент мысленно впадает в нищету, теряет работу, семью и детей, терпит насмешки, попадает в неприятные жизненные ситуации. Он должен войти в то, чего он боится больше всего.
На каждом сеансе терапевт должен поддерживать это состояние у пациента нM менее сорока пяти минут. Одной из основных техник психоанализа является метод свободных ассоциаций, предложенный еще Фрейдом. Вот как он применяется в марафонской терапии и микропсихоанализе. Почему-то эти две методики имеют взаимопротивоположные названия, хотя одинаковы по сути. Сеанс в обеих методиках длится не менее трех часов, а в марафонском анализе – до двух суток.
Пациенту предлагается раскованно говорить обо всем, что ни придет в голову, не опуская и не выбирая ничего из появляющихся мыслей, образов или ощущений, какими бы – нужными или бесполезными, дозволенными или запрещенными, нравственными или безнравственными – они ему ни казались. Следуя за свободными ассоциациями, анализируемый постепенно воскрешает все более глубокие слои, иногда преодолевая внутреннее сопротивление. Длительного молчания не допускается.
Когда сказать уже нечего, но говорить необходимо, пациенту приходится говорить нечто бессмысленное, которое всегда выносит отголоски бессознательного, оттолкнувшись от которых пациент и аналитик идут еще глубже. Таким образом, анализируемый постепенно приходит к пониманию своих внутренних конфликтов и подсознательных мотивов, освобождаясь от их программирующей силы и от болезненных эмоций.
Смысл любого психоаналитического процесса, к какой бы школе он ни относился, – сделать осознанным то, что до этого было скрыто, тем самым лишая гипнотической силы подсознательные матрицы.
Вместо того, чтобы убегать от проблемы или замаскировывать ее, мы погружаемся в ее источник, что может переживаться какое-то время как жесткий и острый дискомфорт, зато эта стратегия предоставляет возможность радикального и стабильного разрешения.
Подобная стратегия подходит далеко не каждому. Всегда будут находиться люди, сопротивляющиеся самоисследованию и не способные встретиться лицом к лицу со своими страхами. Это не их вина, это команды подсознательных программ, не желающих терять своей власти.
У таких людей рационализация иногда сводится не только к неприятию, но и к агрессивной критике или высмеиванию. В отношении таких людей английская пословица говорит: Совета не хочет слушать тот, кому он больше всего нужен.
*****
Иногда в психотерапии пытаются использовать гипноз. Казалось бы, сам метод напрашивается на то, чтобы его применяли для этой цели. Такие попытки делались, и будут делаться. На самом деле, для целей катарсиса гипноз почти бесполезен, даже вреден.
При катарсисе ваше бессознательное само выбирает, какие программы поднимать к разрядке. Весь комплекс матриц имеет бесконечную глубину и сложность. Они взаимозависимы и расположены слоями.
Наше бессознательное, будучи биокомпьютером с безграничными возможностями, просчитывает возможные варианты, поднимает в сознание и допускает 179 к разрядке только те элементы сложнейшей структуры матриц, которые, хотя и приведут к испытаниям в виде дискомфортных и даже мучительных состояний, все же будут безопасны для организма и психики. При постоянной практике бессознательное слой за слоем освобождает нас от программирующих матриц. С помощью гипноза можно войти в глубокие слои, но ни один гипнотизер и ни один психотерапевт не сможет рассчитать точно, какие матрицы можно разряжать, а какие нет.
Такие попытки обычно становятся не разрядкой, а очередным программированием. Поэтому лучше в бессознательное не залезать, а позволить ему самому выносить на поверхность то, что допустимо к разрядке. Вообще, способность человека к внушению является сложным и важным феноменом; мы будем его рассматривать подробно во второй книге. Еще один мощный метод – Дианетика Л. Рона Хаббарда.
Профессиональные психоаналитики стараются о нем не упоминать, но почти все используют хотя бы некоторые приемы Дианетики. Сам Хаббард не был дипломированным специалистом. Он был писателем приключенческих романов, а исследованиями психики занимался, скорее, для решения собственных проблем. Книгу Дианетика. Современная наука душевного здоровья он опубликовал в 1950 году.
В течение многих лет она была бестселлером и продавалась миллионными тиражами. Впоследствии Хаббард разработал Сайентологию – практическую философию и религию. С Сайентологией связано много скандалов. Непонятно, почему деятельность сайентологических организаций по всему миру приняло форму авторитарных сект. В некоторых странах деятельность сайентологов запрещена.
То ли дельцы используют сайентологию как приманку, то ли Хаббард сам организовал такую деятельность, неизвестно. Ему приписывают слова: Писать по 10 центов за слово – смешно. Самое выгодное – организовать собственную религию.
Если это так, то ему это удалось, и он закончил жизнь мультимиллионером. Это не умаляет достоинств Дианетики. Возможно, она и написана ради денег (как и тысячи других учебников), но она написана от души и профессионально.
Мало других авторских методик в психотерапии, которые могли бы соперничать с Дианетикой по тонкости и продуманности. Хаббард предложил целый ряд блестящих находок, обогативших науку о сознании. С плохой теорией религию не организуешь.
Действительно, мощая терапевтическая практика Дианетики и стройная философско-религиозная система Сайентологии имеют много поклонников среди жаждущих духовного освобождения (и жизненного успеха) людей. Но у всего есть обратная сторона. Как писал известный писатель-фантаст Курт Воннегут, что бы ни изобретали физики, у них всегда получается оружие. К современным психотехнологиям эти слова относятся не в меньшей мере. Любое новое достижение цивилизации является проверкой на зрелость человечества.
Как бы там ни было, Дианетика – эффективная техника катарсиса, не несущая ни в своей теории, ни в методике никакого порабощения или зависимости, наоборот, это освобождающий, ведущий к радости жизни, процесс.
Цель дианетических процедур – сделать человека клиром (от англ. сlear – чистый), то есть освободить его от всех программирующих матриц, по дианетической технологии называемых инграммами. Для поиска инграмм просматривается трек времени от момента зачатия до сегодняшнего дня. Инграммы могут записываться как посредством физической боли, так и эмоциональной, к которой относится, например, потеря или страх потери близкого человека, страх смерти, сильная вина или стыд, мучительная обида.
Если подобные ощущения испытывала беременная женщина, все это записывалось как инграмма плода, которая влияла на его поведение и состояние в зрелом возрасте. Процедура возвращает в те моменты и разряжает их. Иногда, чтобы добраться до ранних дородовых периодов, сначала приходится разрядить несколько более поздних слоев, а иногда, наоборот, удается разрядить самую раннюю инграмму (базовую), и это приводит к тому, что рассыпается вся цепочка последующих аналогичных инграмм, которая иногда включает в себя сотни эпизодов.
Все эти травмирующие психику последующие эпизоды и произошли из-за наличия первоначальной инграммы.
В отличие от гипноза, при погружении в который человек возвращается в прошлое полностью, при дианетической регрессии пациент сознанием остается в на-стоящем времени; он способен контролировать процесс и выйти из него в любой момент. Тем не менее, человек не просто вспоминает мысленно, а возвращается чувственно, ощущая снова эмоции, чувствуя боль, слыша запахи и произносимые слова. Он может видеть окружающую его тогда обстановку и при необходимости описать ее во всех подробностях. Такое состояние, когда человек находится одновременно в реальной и виртуальной жизни, называется сенсорным парадоксом. Очень точно в Дианетике описаны способности возврата в прошлое.
Кто-то возвращается только эмоцией, но ничего не слышит и не видит, другой слышит только слова, третий ощущает боль. Постепенно освобождаясь от инграмм, человек приобретает способность возврата всеми органами чувств. Хаббард подробно рассматривает техники возврата, описывает возникающие трудности и дает ключи к их пре-одолению. В хороших руках Дианетика становится очень эффективным психотерапевтическим средством. На сегодняшний день, наверное, не стоит обращаться в сайентологические центры.
Как сказал в своей книге А. Меняйлов, вам там на 30 % вычистят, а на 50 % вчистят, причем за приличные деньги. Меняйлов – автор книги Психокатарсис. Подноготная любви. В ней он знакомит нас с методикой, которую применяют довольно часто и которой нет объединяющего названия. Поэтому лучшим названием для нее будет просто психокатарсис.
Приведенные ниже примеры двух сеансов взяты из этой книги.
Смысл метода заключается в том, что все проблемы человека, отрицательные эмоции, боли можно представить в виде внутренних образов, например в виде каких-либо геометрических фигур.
– Понятно. Хорошо… у каждого человека его проблемы в подсознании отображаются в виде геометрических форм, то есть виден некий предмет.