Значимость общественного осуждения и отвержения.


Коалиции и конфронтации в условиях отсутствия естественных социальных связей и поощрения искренности со стороны ведущего приводят к легкости в выражении негативных чувств.
К внутрииндивидным детерминантам можно отнести, по крайней мере, следующие.
1. Безусловная значимость для каждого человека проявленных в его адрес симпатий и антипатий.
2. Значимость мнения большинства.
3. Значимость общественного осуждения и отвержения.
4. Значимость эмоциональной поддержки в условиях отвержения большинством или даже кем-либо.
5. Эмоциональное удовлетворение от смелости рисковать (самораскрываться).
6. Неожиданность, новизна, а следовательно, и привлекательность мнения о себе, высказанного малознакомым человеком на основе конкретных "здесь и теперь" проявлений в группе (в естественных социальных отношениях такое высказывание мнений малознакомыми людьми не принято).
7. Благодарность за неосуждение поступков, которые уже осуждены самим собой или могли бы быть осуждены другими (в жизни вне группы или в процессе общения в группе - например, некооперативность, агрессия).
8. Гордость за себя, если удается добиться признания вопреки негативному первому впечатлению.
9. Радость от узнавания нового - новых людей, самого себя в новых обстоятельствах.
Все высказанное приводит нас к выводу о том, что основные психологические механизмы, используемые в психотерапевтических группах типа групп встреч лежат в индивидном самосознании и индивидном уровне общения.
При этом особой организацией "встречи" эти механизмы изымаются из контекста естественного и типического социального общения. Такое "изъятие" делает эти механизмы и закономерности наиболее выпуклыми, а поведение членов группы - диагностичным. Полученные знания и возникающие феномены могут быть использованы для развития членов группы.

При правильном управлении процессом общения в группе можно действительно расширить индивидное самосознание, т.е. увеличить у участников группы знание о том, какими они воспринимаются, какие их формы поведения вызывают симпатию и приязнь, а какие - неприязнь и осуждение у окружающих, можно действительно дать возможность участникам группы пережить радость узнавания друг друга. Могут происходить и более глубокие, личностные процессы, связанные с открытием того, как человек добивается признания, какими мотивами руководствуется в общении с людьми, насколько он умеет понимать и сочувствовать. Способность быть самим собой, самоуважение также могут увеличиваться в результате общения в группе.

Но все это может происходить в группе при условии соответствующего руководства.
Обычно группы встреч связывают с недирективной позицией лидера и неструктурированностью самого процесса. На самом деле процесс этот, как мы старались показать, как раз жестко структурирован - самими спонтанно проявляющимися закономерностями общения в данных условиях. Позиция ведущего, даже того, кто внешне "ничего не делает", также отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает руководство. Отсутствие запрета может быть воспринято как поощрение. Кроме того, ведущий знает, что произойдет с группой через несколько занятий, а группа не знает, и это неизбежно отражается, в частности, в его меньшей тревожности, большей уверенности.

Поэтому, когда из хаоса и скованности первых занятий, агрессии на "неумелого" ведущего вырастает нечто совсем иное - интересное и необычное, группа приписывает это особому профессиональному мастерству ведущего. В результате ведущий приобретает очень большой авторитет и доверие у группы. Задача управления группой облегчается, иногда достаточно еле заметных знаков удовольствия или неудовольствия на лице ведущего, чтобы группа воспользовалась или отказалась от той или иной инициативы какого-то члена группы. В таких условиях установки ведущего и, главное, его моральные и нравственные ценности действительно начинают играть важнейшую роль.

Процесс приводит к действительному развитию личностного самосознания и усилению аутентичности и ответственности за свои поступки, если ведущий действительно добр, сердечен, нравствен, полон уважения к человеку и его человеческому достоинству, не ищет упоения властью.


Сам же процесс общения в группах встреч, как и механизмы, его запускающие, еще не гарантируют этого прогресса в личностном развитии. Так, ситуация группы увеличивает степень анонимности по сравнению с естественным общением и соответственно снижает требуемую ответственность за поступки. И выражения симпатии, и выражения антипатии могут облегчаться ведь просто потому, что они делаются анонимным лицом анонимному лицу и никто не обязывает всерьез оплачивать авансы симпатии или всерьез отвечать за выражение негативного мнения о человеке. Использование группового мнения, группового анализа чьих-то личных проблем или поступков - вещь также неоднозначная. Существует мнение, что группа всегда права, так как группа в целом лучше видит, лучше понимает, более справедлива, чем каждый отдельный участник.

Группа действительно очень жизнеспособный организм и действительно чаще всего права. Однако влияние группового давления может быть столь значительно, что член группы начинает соглашаться с ней не потому, что она права, а потому, что она группа. А это как раз тот самый конформизм, избавление от которого мыслится как одна из целей для членов группы. Как показывают наблюдения психотерапевтов, групповое напряжение, высокий накал эмоциональности могут стать самоцелью, эквивалентом наркотика.

Все эти негативные возможности, так же как и позитивные, потенциально заложены в групповом общении, и от ведущего зависит, какие будут актуализированы.
Если методы, основанные на учете закономерностей общения в группе, актуализируют и укрепляют самосознание индивида и связи индивидного и личностного уровней самосознания, то другая группа методов делает акцент на организмическом, телесном самосознании, и его связях с высшими уровнями.


К таким методам принадлежит, в частности, биоэнергетика - терапевтическая система, являющаяся разновидностью психоаналитического подхода, развитая А.Лоуэном на основе идей В.Райха [202].
Основная терапевтическая цель биоэнергетики родственна многим другим направлениям - это помощь человеку в поиске и осознании скрытых причин конфликтов и страхов в овладении собственным поведением и состояниями. Однако к такому поиску биоэнергетика подходит со стороны тела, учитывая реальный факт связи эмоциональных компонентов и мышечной телесной активности. Неуспех непосредственного анализа конфликта, согласно А.Лоуэну, часто является следствием недостаточной эмоциональной насыщенности, излишней рациональности процесса анализа. Специальные двигательные и дыхательные упражнения призваны помочь человеку осознать связь между тем, как он дышит, двигается, держит себя, и тем, что он чувствует в собственный адрес, какие эмоции тормозит. Это высвобождает дополнительную энергию, необходимую для процесса самосознания.

В результате биоэнергетических процедур человек "понимает, что напряжение каждой его мышцы отражает определенный конфликт, является преградой и помехой к полной свободе самовыражения. Напряжения связаны со страхом, гневом или печалью. Чувствуя напряжение, человек сознает конфликт, который к нему приводит. Таким образом, контакт с телом эквивалентен осознанию опыта собственной жизни" [202, 267].

Человек также начинает понимать, что означают его согнутая спина, опущенные плечи и голова и другие проявления осанки.
Использование связей телесного и более "высоких" - индивидного и личностного - уровней самосознания не является, естественно, прерогативой исключительно психоаналитически ориентированных направлений в психотерапии.
Этот принцип находит свое отражение, в частности, в аутотренинге и его модификациях. Одним из достоинств аутотренинга,по мнению московского психотерапевта Н.Н.Петрова, в сравнении со многими другими как раз и является большая самостоятельность клиента, "в силу чего достигнутые результаты связываются с большей внутренней работой и осознаются как достижения данной личности" [98, 67]. В варианте этого метода, предполагающем инструктора, роль последнего состоит как раз в помощи клиенту в структурации самосознания, в акцентуации внимания на поиске причин, облегчающих или затрудняющих обучение.

Последние "сначала могут расцениваться как телесные, физиологические... в дальнейшем занимающийся начинает видеть за этими трудностями свои психологические особенности..." [98, 69-70].
Методы, основанные на апелляции к разуму и логике пациента (клиента), кроме своего внушающего эффекта, несут в себе также тот важный момент, который состоит в вооружении самосознания пациента средствами самоанализа. Так, например, транзактный анализ как психотерапевтическHя процедура фактически сводится к овладению соответствующими представлениями как средствами исследования и понимания собственного общения, его механизмов, своей роли в нем [177]. Отметим, что кажущаяся простота и "ненаучность" многих теоретических представлений в психотерапии отчасти предопределены их особой функцией - служить средствами осознавания клиентом собственного поведения.



Содержание раздела