Затем оно может вернуться и показать путь физическому Я.
- Вы действительно летаете? - Я не знал, как будет по-индонезийски левитация.
- Летаем? Да, конечно. То есть, разумеется, летает духовное Я.
Как иначе могли бы наши капитаны пересекать океан? Как иначе могли бы судостроители находить идеальное дерево среди всех деревьев в лесу? Этот метод приносит блаженство тому, кто его использует, и является, как говорят европейцы, весьма эффективным.
Он вздохнул.
- К сожалению, этот способ забывается. Люди обленились. Они потеряли эту способность и теперь полагаются на металлические и стеклянные устройства.
Человек должен очень многое уметь, чтобы использовать метод двух Я. Он требует многих лет тренировок. Новому поколению не хватает терпения.
- Никакой дисциплины, - сказал с отвращением помощник Були.
Мое сердце билось быстрее обычного, но я пытался не показывать своего восторга из опасения обидеть Були.
- Какого рода обучение требуется? - спросил я. - Какими качествами должен обладать человек?
Були ни секунды не раздумывал.
- Человек должен обладать двумя характеристиками: он должен верить в силу природы и с радостью принимать все, что с ним происходит, - сказал он, подняв руки и очертив им круг вокруг своего тела. - Нет ничего важнее природы, поскольку именно от нее исходит всякая энергия. Людям просто необходимо принять то, что она предлагает. Мы не должны злоупотреблять ее щедростью или оскорблять ее. Именно поэтому я считаю, что лодки нужно строить исключительно из природных материалов. Природа совершенна.
У меня есть шанс достичь совершенства, только когда природа и все ее духи на моей стороне. Чтобы она была со мной, я должен принять то, что она предлагает, и мудро это использовать.
- Я слышал подобное от других людей, которые живут очень далеко от вас и применяют то, что вы называете методом двух Я.
- Мудрые люди, - сказал Юсуф.
- Мне хочется, чтобы как можно больше людей в моей стране поверили в это.
- Возможно, это твоя судьба - помочь им, - мягко ответил Були. - Ты должен попытаться. Но помни одно: мы не можем достичь того, во что не верим. Чтобы создать настоящий проа, ты должен верить.
Никто не может соединиться со своим духовным Я, если не верит, что этот метод работает.
- А ты сам можешь это делать?
- Конечно. Только так я могу строить проа.
- Каким образом?
- Сначала я визуализирую. Хотя, - он улыбнулся, - самое первое, что необходимо сделать, - очистить свой ум и встретиться с духами.
- Что это значит?
Они показывают мне, куда отправится проа, который я собираюсь построить. С какими штормами и рифами он встретится. Я вижу все это глазами духов. Они показывают это, чтобы я знал, где следует укрепить проа. Затем я призываю духов, чтобы они помогли выбрать подходящие материалы: древесину для корпуса, деревья, которые станут мачтами.
Все.
Я мысленно вернулся в Эквадор.
- Похоже на церемонию людей-птиц, - сказал я, не заметив, что говорю вслух.
Трое моих собеседников обменялись взглядами.
- Иногда, - сказал Були, - наши капитаны превращаются в птиц. Они летят через океан и, когда возвращаются, знают то, что лежит впереди. Это помогает вести корабли.
- Когда мне было восемь лет, - сказал Юсуф, - я был юнгой на проа, который направлялся к Цейлону. Мой отец тоже был членом экипажа. Наш капитан гордился своей современностью: он использовал оборудование, купленное в Джакарте.
Индийский океан разгневался. Нас чуть не погубил ужасный тайфун. Больше никогда в жизни я не испытывал подобного ужаса. Капитан погиб, когда на него упала мачта, и тело смыло за борт.
После того, как шторм закончился, мы обнаружили, что ящик с секстантом, компасом и хронометром исчез.
Мы были посреди океана, в нескольких неделях пути от берега, не зная, где точно находимся и куда двигаться. На борту не было никого, кто хоть как-то разбирался бы в современной навигации. Тут вперед выступил немолодой уже человек по имени Расмон. Он собрал всех и сказал, что приведет судно к Цейлону. Сначала он приказал починить мачту.
Это заняло два дня, и в итоге мачта оказалась намного ниже, чем изначально. На следующее утро он собрал всех снова.
Это займет восемь дней и семь ночей.
Разумеется, все знали, что именно так когда-то и осуществлялась навигация. Кто-то спросил Расмона, делал ли он это раньше. Он обвел взглядом собравшихся, каждому заглянув в глаза.
- Да, много раз, - сказал он, - еще до того, как многие из вас родились и появилось все это новомодное оборудование!.
Я очень хорошо понял эти слова. Потом ко мне подошел отец. Он сказал, что либо это плавание будет последним, либо запомнится на всю жизнь.
Каждую ночь Расмон сидел на палубе, медитируя и глядя на звезды. Каждое утро он говорил рулевому, куда направлять корабль. Шли дни.
На восьмой день мы все пришли в уныние. Весь день отец непрерывно молился. В полдень начался сильный ветер. Вскоре после заката сидящий на мачте впередсмотрящий прокричал два самых восхитительных слова, которые я когда-либо слышал: Впереди земля!
На восьмую ночь мы бросили якорь. Мы достигли Цейлона!
На меня снова нахлынули воспоминания об Эквадоре и о моем разговоре с доном Хосе о психонавигации. Я рассказал собеседникам об этой стране, историю о Тупа Инке и о путешествии Кон-Тики. Когда я закончил, все согласились, что Расмон и другие бугисы, принявшие форму птиц или других духов, делали то же самое, что совершил в свое время Тупа Инки.
Летом 1980 года мне в руки попала статья О метафизике и полинезийской навигации в культурологическом журнале Авалока[4]. Ее автор, Джеймс Барр, называл себя мореплавателем и навигатором. В статье он писал:
В начале 1980-х годов мне доводилось учиться у четверых мореплавателей, владевших искусством навигации в открытом море. Этими почтенными джентльменами были: Транхей Теки (Маори), Дж. В. Кей (Таити), Жак Ко (Бора Бора) и Мэтью Барк Мое (Роротонга и запад Самоа).
Мое обучение протекало непосредственно в форме разговора во время плавания, так как я служил палубным матросом и коком на их судах. Прежде я не знал, что искусство навигации (в традиционном смысле этого слова) все еще живо в Океании. И еще меньше я знал о полинезийской картине мира и ее сходстве с другими известными мне системами.
Автора статьи восхищает тот факт, что, хотя Океания состоит из маленьких островов и коралловых рифов, изолированных друг от друга тысячами морских миль, есть очень большое сходство между культурами различных островов.
В действительности культурные различия между отдельными островами настолько незначительны, что можно сказать, что мировоззрение всех полинезийцев в целом сходно, имеются лишь небольшие отличия. Чтобы объяснить такое единство, необходимо обратить внимание на то, каким образом они осуществляют перемещение через морскую пучину. Необходимо обратиться к мореплавателям и их искусству.
Суть полинезийской навигации в изложении Барра очень напоминает подход, который используют бугисы. Он утверждает, что существуют три уровня познания: непосредственное познание, то есть восприятие физического мира; духовное, то есть восприятие того, что скрыто от глаз обычного человека; и трансцендентое, то есть выход за пределы себя и слияние с Божеством.
Первый уровень, непосредственный, связан с наблюдением за облаками, морскими птицами, волнами и цветом моря. Чтобы овладеть этим уровнем, необходимо очистить ум от всех лишних мыслей и полностью сосредоточиться на происходящем. Я понял, что за этим умением стоят годы тренировок.
Необходимо научиться смотреть, чтобы видеть едва заметные изменения и использовать их для определения направления.
Чтобы перейти на второй и третий уровни, нужно полностью расслабиться, войдя в состояние медитации.
Следует полностью наполнить легкие и сосредоточить все свое внимание на дыхании. Это необходимо делать, когда судно находится достаточно далеко от берега, чтобы медитирующий мог ощущать, как оно поднимается и опускается вместе с волнами. Человек дышит в такт с движением волн; когда судно поднимается, он глубоко вдыхает до кончиков пальцев, а когда судно опускается, он медленно выдыхает. Таким образом, сознание человека становится морем, и он может напрямую общаться со стихией и мгновенно замечать любое изменение.
Необходимо слиться с телом Повелителя Волн, познать Его замысел как свой собственный...
На втором этапе происходит общение с Внутренним Кормчим. В полинезийской культуре в качестве подобного духовноKо проводника всегда выступает бог Туараати.
К Туараати, Повелителю Океана, возносят свои молитвы, а затем разбивают кокос, сок которого стекает в море в качестве возлияния этому богу, и просят Его провести сознание навигатора по Своему царству.
В этот момент практикующий достигает третьей стадии: человек соединяется с Богом и узнает маршрут, по которому должен направить судно.
Следует призвать Повелителя Моря (Туараати) и слушать его указания, которые он передает через Свое тело, а затем познать Его замысел. Знающий Туараати может познать Всевышнего Тангароа, Который ведет твое каноэ. Человек знает море, он движется вместе с морем и через Тангароа и Туараати ведет свое судно к цели.
Навигатор полагается на помощь звезд, как это делал Расмон в истории, рассказанной Юсуфом. Звезды, подобно проводникам, помогают той сущности, которую бугисы называют духовным Я, направить нижнее, физическое Я.
Звезды являются живыми существами, к которым можно обратиться, если сознание человека наполнено морем. Обращаться к ним необходимо через Повелителя Волн (Туараати) и познавать их через Него. Эти существа способны как указывать направление (на непосредственном уровне), так и давать советы (на духовном уровне), но при этом к ним необходимо обращаться через Повелителя Волн и, следовательно, Тангароа (на трансцендентом уровне).
Это описание полинезийских навигационных техник произвело на меня очень сильное впечатление. Несомненно, бугисы и полинезийцы не единожды встречались за прошедшие века. Их традиционные подходы к навигации очень похожи.
Еще более удивительно то, сколько общего существует между ними и культурами индейцев, живущих в другом полушарии.
Мне необходимо было вновь поехать в Эквадор, чтобы начать понимать весь масштаб этих совпадений. Именно там, в стране, где все для меня началось, я, наконец, получил научные объяснения того, как и почему психонавигация действует.