КОГНИТИВНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ СМЫСЛА "Я"
СТРОЕНИЕ И ПСИХОСЕМАНТИКА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СМЫСЛА "Я"
Согласно развиваемой концепции, смысл "Я" образуется как отношение (или столкновение) собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта и приобретает с развитием личности свою глубину и многомерность благодаря переплетению деятельностей субъекта - в столкновениях одних потребностей и мотивов с другими, в столкновении потребностей и мотивов, в столкновении мотивов и целей с такими интегральными личностными образованиями, как совесть, воля или гордость, другими человеческими качествами. В результате у субъекта формируется отношение к самому себе. Это отношение может быть позитивным ("Я" - условие, способствующее самореализации), негативным ("Я - условие, препятствующее самореализации) и конфликтным ("Я" - условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее самореализации).
Вступая в сознание субъекта, отношение к себе семантически оформляется (когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). В связи с этим возникает проблема, подлежащая эмпирическому анализу: каковы особенности существования и строения смысла "Я" в сознании и как зависят различия в семантике смыслов от их внесознательного содержания, т.е. от их характеристик как отношений субъектов к самому себе.
Указанная проблема входит составной частью в более общую проблему анализа личностных смыслов, которые по тому же основанию подразделяются на позитивные, негативные и конфликтные. Последняя проблема послужила предметом экспериментального анализа, проведенного нами совместно с М.Кальвиньо [48, 126].
В основе разработанной нами экспериментально-диагностической процедуры [127] лежал принцип сопряжения классического проективного метода Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) Г.Мюррея [210] и психометрической процедуры - Семантического Дифференциала (СД) Ч.Осгуда [211].
Первым шагом в этой диагностической процедуре являлся анализ рассказов испытуемых по таблицам ТАТ с целью выявления многократно повторяющихся от рассказа к рассказу тем и соответствующих им "ключевых понятий" (например, "работа", "родители", "любовь", "я сам"). Затем по контексту рассказов определялся гипотетический смысл того или иного ключевого понятия для испытуемого. Этот смысл формулировался в виде нескольких предложений констатирующего содержания (например, работа - это удовольствие, работа - это потребность).
Затем формулировался семантически противоположный смысл (например, работа - это скучная обязанность, работа - это необходимость). После этого испытуемый шкалировал с помощью СД - вначале ключевое понятие (т.е. отдельно слово "работа", например.), а затем - полюса гипотетического смыслового конструкта, т.е. сформулированные предложения - констатации. Использовался вариант СД, разработанный В.Ф.Петренко и состоящий из тридцати пар прилагательных-антонимов, представляющих шесть выделенных факторов - "оценка", "сила", "активность", "упорядоченность", "сложность" и "комфортность" [95].
Процедура измерения близости полюсов конструкта к ключевому понятию состояла в расчете коэффициента линейной корреляции (r) Спирмана. Значимая корреляция между одним полюсом конструкта и ключевым понятием понималась как их сходство.
При анализе результатов мы считали, что тот или другой полюс конструкта коррелирует с ключевым понятием в том случае, если это справедливо для большинства сравниваемых пар, относимых к данному полюсу; в оставшихся парах корреляция могла и не достигать значимой величины. Ниже приводится пример корреляции ключевого понятия ("Я") с позитивным (в оценочном смысле) полюсом конструкта.
Полюс |
Ключевое понятие |
r |
Уровень значимости, % |
Я независима |
Я |
0,34 |
не значимо |
Я достигну многого |
Я |
0,46 |
1 |
Я достойна уважения |
Я |
0,22 |
не значимо |
Я уверена в себе |
Я |
0,52 |
1 |
Я вызываю симпатию |
Я |
0,76 |
0,1 |
Я нужна близким и друзьям |
Я |
0,42 |
5 |
Я горда |
Я |
0,50 |
1 |
Каждый испытуемый делал в среднем 1346 суждений (единичных оценок), которые и послужили базой для расчета коэффициентов корреляции.
Анализ 81 конструкта показал, что в 72 из них (88,9%), по крайней мере, один полюс конструкта коррелирует с ключевым понятием и только в 9 случаях (11,1%) с ключевым понятием не коррелирует ни один из полюсов конструкта.
Этот результат свидетельствует о том, что если принять за меру семантической близости корреляцию оценок с помощью СД, то отдельно взятые значения, соответствующие выделенным с помощью ТАТ ключевым для испытуемого явлениям, событиям, людям и т.д., оказываются семантически близкими тем или иным содержательным определениям, в которых зафиксированы варианты личностных смыслов. При этом, как видно из приведенного и достаточно типичного примера, эти определения не подразумеваются словарным значением слова (ср.: Я достигну многого. Я горда. Я нужна близким и друзьям и т.д. - все это не подразумевается значением "Я").
Таким образом, личностный смысл может выражаться и в отдельно взятом значении, или, иначе, отдельно взятое значение может насыщаться личностным смыслом.
Чтобы проанализировать различные варианты личностных смыслов, была предпринята попытка их типологизации. "Позитивным" полюсом конструкта мы всегда называли тот гипотетический смысл, который позитивен с оценочной точки зрения, безотносительно к тому, проявился ли в тексте рассказов он или семантически противоположный полюс. Таким образом, предложения типа "работа-это удовольствие", "Я горда", "Я достигну многого" принимались за позитивный полюс конструкта и соответственно предложения "работа - это обязанность", "Я часто унижаюсь", "Я вряд ли чего-то достигну" принимались за негативный полюс, безотносительно к тому, что выражал испытуемый в протоколах.
При типологизации нами учитывались наличие или отсутствие корреляции, будет ли коррелировать ключевое понятие с одним полюсом, с двумя полюсами, с положительным или отрицательным полюсом конструкта, а также учитывался знак корреляции. Теоретически можно выделить 9 типов конструкта (рис.2). Подробно предложенная классификация обсуждалась нами ранее [126].
Здесь мы лишь отметим некоторые важнейшие черты смысловых конструктов.
В последнем случае эти ассоциативные связи как раз и могут быть представлены в виде смысловых конструктов. Так, если личностный смысл существует в форме однополюсного утверждающего конструкта, это означает, что человек в своем сознании исключает саму возможность иного осмысления явления, события, обстоятельства. Тот же самый смысл (например, позитивный смысл "Я"), включенный в двухполюсный конструкт, существует в сознании уже не сам по себе, а вместе с активным отрицанием противоположного смысла (например, негативного смысла "Я").
Двухполюсный противоречивый смысловой конструкт, включая тот же смысл, свидетельствует о нерешенности в сознании проблемы осмысления того или иного явления, о колебаниях и сомнениях человека.