Содержание урока
6.1. Теория. Цвет и его значение в процессах памяти.
Круг цветов Гете. Основные понятия о цвете.
Оценка цвета. Характеристики системы измерения цвета.
Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека. Гармоничные сочетания цветов, символика цвета.
6.2. Методические материалы к уроку 6: Методические материалы урока 1 (см. п. 1.2 урока 1). Круг цветов Гете.
Таблицы ШультеСатори. Цветные квадраты размером 9 х 9 см семи цветов спектра. Цветные полоски размером 2,5 х5,5 см семи цветов спектра.
Белые квадраты размером 15х15 см 6 штук. Цветные квадратики размером 5 х 5 см всех цветов любых оттенков в любом количестве.
Таблица цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10. Медитативный текст № 3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
Книга научно-популярного характера, желательно о цвете и свете (объем книги 80 100стр. или Q-200000 зн.).
6.3. Упражнения:
6.3.1. Работа с кругом цветов Гете.
6.3.2. Работа с цветными квадратами размером 9 х 9 см.
6.3.3. Работа с цветными квадратиками размером 5 х 5 см.
6.3.4. Работа с таблицей цветовой кодировки десятичного ряда чисел от 1 до 10.
6.3.5. Тренировка с таблицами ШультеСатори.
6.4. Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы "Сатори" (см. п. 1.4 урока 1).
6.5. Выполнение контрольного задания по уроку 6.
6.5.1. Чтение книги в режиме "Сатори".
6.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 5 для тренировки памяти.
6.5.3. Схема расположения цветов спектра, отражающая ваше отношение к ним.
6-5.4. Ответы на вопросы по медитативному тексту №3 "Чайка по имени Джонатан Ливингстон".
6.6. Отчет по уроку 6.
Это подтверждено многочисленными исследованиями.
Что известно сегодня о цвете? Очень много, но многое по-прежнему остается неизвестным. Больше всего работают с цветом художники, их восприятие первично, а научные разработки это следствие. Интересна цитата средневекового живописца, которую приводит в своем дневнике известный французский художник Поль Гоген: "Употребляйте всегда краски одного происхождения. Лучшая основа индиго.
Обработанная селитрой, она дает желтый цвет, а уксусом красный..." По существу здесь дана формула происхождения всех цветов индиго, и в этом разгадка того, что человек бессознательно всем цветам предпочитает синий. Синий цвет связь человека с его родиной, космосом.
У великого голландского живописца Винсента Ван Гога есть теория внушающего воздействия цвета на сознание и подсознание человека.
При этом порядок цветов сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра и добавленному между красным и фиолетовым пурпурному цвету образуется непрерывный круг без резких границ.
Для возникновения цвета необходимы свет и мрак, светлое и темное, или, пользуясь более обшей формулой, свет и несвет. Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать (Гете)
26. Круг цветов Гете
В итоге фундаментальных научных разработок была доказана трех компонентность смешения цветов, которая хорошо прослеживается при анализе круга цветов Гете. Основных цветов оказалось не семь, а три красный, желтый, синий;
три цвета зеленый, фиолетовый, оранжевый дополнительные цвета (их еще называют цветаантагонисты, оппонентные вспомогательные или дуплетные). Определились пары цветов: красный зеленый; желтый фиолетовый;
синий оранжевый. Это означает, что если долго смотреть на подсвеченную, например, синюю точку, а затем повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, например) то там можно ясно увидеть цветантагонист (оппонентный цвет), т.е. оранжевую точку.
И так по всем парам, т.е.таким образом можно получить цветную зрительную галлюцинацию точки, но дополнительного цвета.
Итак, основных цветов три, все остальные получаются путем смешения цветов, трехкомпонентность цветовых смесей красителей была широко известна еще во времена Ломоносова благодаря опыту живописцев, красильщиков, маляров и других людей, чья практика была связана с цветом.
Современные представления ученых, исследующих цветовые процессы на клеточном уровне, доказали, что это действительно так. Например, было установлено, что ганглиозные клетки, которые воспринимают в центре рецептивного поля красный цвет, на периферии поля воспринимают зеленый цвет, и наоборот. Круг цветов Гете показывает, что соотношение цветов, определяющих различную чувствительность нашей сетчатки, обеспечивает активизацию зрительной системы, а вместе с тем и активизацию соответствующих участков коры головного мозга.
Мы заинтересованы в активизации деятельности нашего мозга, в возбуждении тех нейронных сетей, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, в том числе и в процессах памяти.
Еще Ньютон впервые выделил специфическую триаду (физическое излучение физиологический механизм психический феномен), в которой цвет определяется взаимодействием физиологического и психологического уровней.
В древности картины создавались художниками с учетом гармонии цветов. Сегодня мы даже в больших городах наблюдаем совершенно невообразимые сочетания цветов, которые никогда не должны быть рядом. Раньше люди интуитивно чувствовали, что может сочетаться, какие два цвета могут быть рядом друг с другом. Сегодня есть научно обоснованные рекомендации, в значительной степени подтвердившие те интуитивные догадки, которые были сделаны в прошлом. Практика показывает, что половина несчастных случаев на производстве происходит потому, что машины и цеха окрашены без учета свойств человеческого зрения.
В последние десятилетия цветом пристально интересуются не только художники, но и инженеры. Работоспособность и кровяное давление, аппетит и внимание, эмоции и острота слуха вот несколько взятых наугад "параметров" человека, подверженных воздействию красок и лучей.
Учитывая ту значимость цвета, которую мы придаем ему в нашей Технике тренировки памяти, изложим более подробно основные понятия о цвете и расскажем о психофизиологических особенностях воздействия цвета на человека.
Основные понятия о цвете. Оценка цвета, характеристики системы измерения цвета. Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого глаза, поэтому дать определение цвету очень сложно. Важно то обстоятельство, что с помощью цвета человек принимает до 80% информации.
Чувство цвета для человека является одним из его главных чувств.
Свет и цвет определенная область электромагнитных колебаний лучистой энергии. Излучения, имеющие длины волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон, воздействуют на человеческий глаз, вызывая у нас ощущения света и цвета.