Содержание урока
2.1. Теория. Анатомическая структура памяти.
Физиология памяти. Алгоритм памяти (процессы памяти).
Механизмы воздействия на память: черно-белые элементы, цвета, объемы.
2.2. Методические материалы к уроку 2: Методические материалы урока I (см. п. 1.2 урока I). Окно мнемониста.
Иконические фигуры: крест, круг, квадрат, прописные буквы А, М, П и цифра 1. Алгоритм памяти, рабочая матрица №1 для тренировки памяти. Методический текст № 1 "Чайная церемония".
Книга научно-популярного характера (Q-140 000 зн.).
2.3. Упражнения.
2.3.1. Работа с окном мнемониста.
2.3.2. Чтение и работа с медитативным текстом №1 "Чайная церемония".
2.4.Выполнение ежедневного комплекса упражнений программы "Сатори" (см. п. 1.4 урока I).
2.5. Выполнение контрольного задания по уроку 2.
2.5.1. Чтение книги в режиме "Сатори".
2.5.2. Тест на запоминание фигур рабочей матрицы № 1 для тренировки памяти.
2.5.3. Ответы на вопросы по медитативному тексту № 1 "Чайная церемония".
2.6. Отчет по уроку 2.
2.1. Теория
Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а художники зрительную.
Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их.
Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В видении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим) мышлением.
Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его "ведет" левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, "целостному" восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением.
Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его "ведет" правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.
Комплекс упражнений программы "Сатори" обеспечивает гармонизацию работы левого и правого полушарий, поскольку слушатель программы должен быть и мыслителем, и художником одновременно.
Для лучшего зрительного восприятия и запоминания представим анатомическую структуру памяти в виде таблицы (9).
Левое полушарие |
Правое полушарие |
|
Логика |
Интуиция |
|
Вербальное мышление (логическое) |
Речь
Чтение Письмо |
Невербальное мышление (пространственно образное) |
Сознательная деятельность мозга 10 % |
Подсознательная деятельность мозга 90% |
9. Анатомическая структура памяти
В обыденной жизни каждое из двух полушарий дополняет одно другое. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного.
Левое упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи.
Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития левого логического полушария, в результате чего большая часть человечества утратила способность использовать свое подсознание, отказавшись тем самым от важных источников информации. На уровне сознательной деятельности функционирует только 10% нашего мозга, подсознательная деятельность это 90% (см.9).
10. Схема поступления информации в мозг
Информация от левого и правого глаза поступает в мозг двумя путями напрямую и перекрестно (см.10). Полушария мозга соединяются мозолистым телом пластом нервных волокон, что делает возможным коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту.
Слушатель программы "Сатори" должен научиться включать то одно, то другое полушарие, а также знать, как давать отдых то одному, то другому полушарию мозга во время самой напряженной работы. Предлагаемая нами "Техника тренировки памяти", включающая в себя целый комплекс упражнений (таких, как "ТМСатори", упражнение с окном мнемониста, работа с медитативными текстами и ряд других упражнений), позволяет достичь выравнивания активности полушарий. При доминантности левого полушария гармонизация работы полушарий произойдет за счет снижения активности левого полушария и повышения активности правого. При доминантности правого полушария гармонизация работы полушарий произойдет за счет снижения активности правого полушария и повышения активности левого полушария. "Техника тренировки памяти" уникальна своей универсальностью, так как она позволяет уравновесить деятельность полушарий мозга, оказывает воздействие на механизмы сознания и подсознания, является эффективным методом саморегуляции.
Занимаясь по нашей программе, вы активизируете свою память. Когда включается механизм подсознательной деятельности, легко читается и запоминается в состоянии "сатори".
Со временем вы можете вызывать его произвольно, следуя нашим рекомендациям.
Как вы, наверное, уже заметили, а в дальнейшем будете все больше убеждаться в этом, наши занятия построены так, что происходит воздействие на оба полушария мозга сразу, одномоментно.
Девиз программы "Сатори":
РАБОТАТЬ И ОТДЫХАТЬ В БЫСТРОМ ТЕМПЕ!
Физиология памяти. По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти.
Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов словесно-логическая.
Зрительная память (а для слушателя программы "Сатори" она наиболее важная) бывает трех типов: иконическая сенсорный (чувствующий) регистр; кратковременная и долговременная.
Продолжительность хранения данных в сенсорном регистре всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени вы не сумели использовать полученную информацию, т.е. не передали ее дальше, она теряется безвозвратно.
Сигналы, поступившие в кратковременную память, удерживаются более длительное время примерно 1530 сек. Это время определяется типом информации на входе.
Содержимое в кратковременной памяти также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок функционирует уже долговременная память, в которой данные могут храниться фактически без потерь.
11. Физиология памяти
Все вышеизложенное изображено в виде схемы на 11.
Алгоритм памяти (процессы памяти). Память - это способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать, записывать, фиксировать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить или называть нужное.
Для лучшего зрительного восприятия и запоминания эту текстовую запись представим в виде четырех блоков "Алгоритма памяти" (см.12).
Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить дальнейший качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации.
В чем же сложность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению.
В программе "Доминанта 2000-го года" мы организуем восприятие по интегральному алгоритму чтения. Процессы же записи и хранения такому прямому, непосредственному воз действию не подлежат.
12. Алгоритм памяти
Но мы можем найти средства воздействия на механизмы этих процессов. Дело в том, что процессы записи и хранения в значительной степени происходят на подсознательном уровне, отсюда задача воздействовать на наше подсознание и, следовательно, активизировать деятельность правого полушария.