Творчество и память


5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающийся механическому разбиению на отдельные составляющие). В заднем и среднем отделах головного мозга, а также частично в коре переднего его отдела располагаются центры, отвечающие за следующие ментальные способности:
1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замечательную схожесть того, что открыли древние греки путем самоанализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.
Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в состоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение "немыслимых прежде" улучшений в работе своей памяти и общей ментальной активности.
С таким напутствием еще раз воспроизведите в голове историю с планетами, уделив максимум внимания каждому эпизоду; на этот раз проверьте, сколько функций, за которые отвечают правое и левое полушария головного мозга, оказываются задействованными в работе вашего мышления. Вы обнаружите, что практически все!
Творчество и память


Теория, которую вы только что усвоили, и упражнение на запоминание планет, проделанное вами уже неоднократно, позволяют сделать вывод о невероятно тесной связи, имеющей место между памятью, подвергнутой тренировке, и творческим потенциалом личности.
Основным двигателем творчества является ВООБРАЖЕНИЕ. Творческие гении отправляются в невероятные путешествия средствами своей фантазии и увлекают других людей в новые, доселе неизведанные области знания. Новые АССОЦИАЦИИ, которые при этом возникают, способны дать рождение новым взглядам на мир, нередко именуемым творческим прорывом.

Такова суть произведений гениев людей, способных менять ход истории.
Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну.
Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фиксации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ассоциации для переноса мысли, рожденной в настоящем времени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет.
Важным моментом здесь является то, что хотя названия и назначение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВООБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, следовательно, совершенствуете свой творческий потенциал.
Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб "Мнемоника", тем крепче станут "мускулы" вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула развития гениальности напрашивается сама собой: чем больше энергии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал.

У вас неограниченные возможности к этому.
Мнемоническая система СЕМ3 позволяет вам встать на путь, ведущий к неограниченным по возможностям памяти и творческому потенциалу.


Мнемонические системы не праздные "трюки"
Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий использование человеком возможностей своего мозга имело тенденцию к снижению, многие люди считают, что упомянутые системы так или иначе не соответствуют "нормальному положению вещей" или "естеству человека" и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом мозге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в "нормальном" режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и являлись первыми естественными шагами в сторону высвобождения неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти.


Пища для ума
В ходе последних восьми чемпионатов мира по использованию резервов памяти все гроссмейстеры памяти [и в особенности чемпионы мира Доминик О'Брайен и д-р Сьюзен Уайтинг) убедительно доказали, что, упражняя мозг методами мнемоники, можно значительно расширить возможности своей "естественной", или "нормальной", памяти.
Более совершенные системы
Освоив систему связного изложения, пионеры мнемоники со временем пришли к выводу, что можно предложить более продвинутые и совершенные системы организации информации для ее удобного запоминания (см. мою книгу "Use Your Memory", выпущенную издательством "ВВС Workdwide"), превращающие усвоение сколь угодно сложной и объемной информации в столь же легкое дело, как запоминание основных сведений о планетах Солнечной системы.
Напутственные слова
Одной из таких наиболее удачных систем является та, которая получила название "главной системы"; она изложена в следующей главе. "Главная система" это ваш первый крупный шаг к освоению СЕМ3.
5. Главная система
Краткий обзор главы
Код, используемый в "главной системе"
Запоминание дат, телефонных номеров, любых числовых последовательностей
Базовая "сотня" "главной системы"
Сделайте "главную систему" своей неотъемлемой частью!
От 100 до 10 000 за один присест!
"Секретный" код, с которым вы вскоре познакомитесь, есть то, чем по большому секрету поделился со мной, "выложив карты на стол", профессор Кларк в тот замечательный день 38 лет назад.
Некоторым уже, возможно, стало понятно, каким образом профессору Кларку удался столь эффектный "номер", потрясший студентов-первокурсников, о чем я рассказывал ранее. Для того чтобы запомнить столь много информации, он использовал один из принципов мнемоники: порядка и последовательности. А что дало ему возможность его применить?

Конечно, "главная система"!
"Главная система" была изобретена в середине семнадцатого века человеком по имени Станислаус Минк фон Венс-хайн. Целью фон Венсхайна было создать систему, которая переводила бы цифры в буквы, а буквы в цифры, позволяя составлять слова из любых комбинаций цифр и, наоборот, числа из любых комбинаций букв.
В восемнадцатом столетии система была усовершенствована англичанином Ричардом Греем.
Для перевода цифр в буквы "главная система" использует специальный код, построенный таким образом, чтобы его легко было запомнить. Код этот следующий:
Цифра Буква или сочетание букв, соответствующее цифре
0 = з, с, сс
1 = т, д
2 = н
3 = м
4 = ч
5 = л
6 = ш, ж, дж
7 = к, г
8 = ф, в
9 = б, р, п
Гласные а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я, согласные й, х, ц, щ, а также ъ и ъ не соответствуют ни одной из цифр и используются как "заполнители" при подборе ключевых формирующих образ слов, к чему вы вскоре приступите.
Между цифрами и буквами было предложено именно такое соответствие, ввиду того что соответствующие комбинации легко запомнить, как объясняется ниже в таблице. Ряд букв играют роль "заполнителей", с тем чтобы облегчить вам задачу составления базовой сотни слов-мнемонов.
Код, используемый в "главной системе", запоминается без труда, если применить принципы запоминания, с которыми вы ознакомились ранее, и принять во внимание следующие соображения.
Усвоив специальный код, вы получите возможность переводить любое число в слово и любое слово в число.
Это делается путем замены цифр числа на соответствующие им буквы. Получив последовательность букв, необходимо далее использовать гласные и согласные, не включенные в код, а также ъ и ъ в качестве "заполнителей", стараясь получить удобные для запоминания слова.
Например, из таблицы, содержащей первую сотню ключевых слов, можно увидеть, что число 11 переводится, к примеру, в буквы д и т, из которых можно составить слово дата.
0 Буква з начальная буква в слове "зеру" (нуль, ноль); О последняя буква этого же слова. Буква С является парной букве 3, СС часто произносится как "с".
1 Буква Г имеет одну вертикальную линию. Д парная буква для буквы Т.
2 Буква Н имеет две вертикальные линии и напоминает римское число II (два).
3 Буква М, будучи повернутой на девяносто градусов по часовой стрелке, напоминает по форме цифру 3.
4 Буква Ч по написанию напоминает цифру 4. Это также первая буква в названии этой цифры.
5 Буква Л напоминает цифру 5, повернутую на девяносто градусов по часовой стрелке. Другое начертание буквы Л, а именно как Щ, суть перевернутое римское V (пять). Контур ладони левой руки (у которой, как известно, пять пальцев), повернутой к нам, когда пальцы направлены вверх, а большой палец отведен в сторону, также напоминает букву Л.



Содержание раздела