5. Операции с упорядоченными множествами.
6. Восприятие линейности.
7. Способность к анализу.
8. Восприятие ритма.
9. Восприятие цвета.
10. Воображение.
11. Воссоздание образов.
12. Восприятие размера.
13. Пространственная ориентация.
14. Гештальт (психологический образ в целом, не поддающийся механическому разбиению на отдельные составляющие).
В заднем и среднем отделах головного мозга, а также частично в коре переднего его отдела располагаются центры, отвечающие за следующие ментальные способности:
1. Зрение.
2. Слух.
3. Обоняние.
4. Восприятие вкуса.
5. Осязание.
6. Способность к движению в трехмерном пространстве.
7. Реакция.
8. Эмоциональный отклик.
Даже беглого сравнения достаточно, чтобы заметить замечательную схожесть того, что открыли древние греки путем самоанализа и эмпирических находок, и результатов, полученных современной наукой посредством самых изощренных методов.
Получив, таким образом, двойное подтверждение, мы в состоянии ныне применять принципы мнемоники с большей уверенностью и с большей же эффективностью; зная, что нам гарантировано достижение "немыслимых прежде" улучшений в работе своей памяти и общей ментальной активности.
С таким напутствием еще раз воспроизведите в голове историю с планетами, уделив максимум внимания каждому эпизоду; на этот раз проверьте, сколько функций, за которые отвечают правое и левое полушария головного мозга, оказываются задействованными в работе вашего мышления. Вы обнаружите, что практически все!
Творчество и память
Такова суть произведений гениев людей, способных менять ход истории.
Все это было свойственно Леонардо да Винчи, Дарвину, Архимеду, Ньютону, Сезанну и Эйнштейну.
Нетрудно, исходя из этого, прийти к выводу, что память суть использование сил воображения и ассоциации для фиксации прошлого в определенном месте (ЛОКАЛИЗАЦИЯ) и преТВОРЕНИЕ прошлого в настоящем; в то же время творчество суть использование тех же сил воображения и ассоциации для переноса мысли, рожденной в настоящем времени, в будущее и, опять-таки, преТВОРЕНИЕ мысли, ныне взлелеянной, в оформленное будущее произведение будь то поэма, симфония, научная закономерность, здание или звездолет.
Важным моментом здесь является то, что хотя названия и назначение их слегка разнятся, принципы, лежащие в основе ВООБРАЖЕНИЯ и АССОЦИАЦИИ, идентичны. Поэтому когда вы упражняете свою память, вы одновременно тренируете и, следовательно, совершенствуете свой творческий потенциал.
Подобные занятия имеют такое же значение для мозга, как гимнастические упражнения -для тела. Чем чаще вы наведываетесь в фиттинг-клуб "Мнемоника", тем крепче станут "мускулы" вашей памяти и выше способность к творчеству. Если развить эту мысль немного далее, то формула развития гениальности напрашивается сама собой: чем больше энергии вы вкладываете в развитие собственной памяти, тем выше ваш творческий потенциал.
У вас неограниченные возможности к этому.
Мнемоническая система СЕМ3 позволяет вам встать на путь, ведущий к неограниченным по возможностям памяти и творческому потенциалу.
Мнемонические системы не праздные "трюки"
Ввиду высокой эффективности мнемонических систем, а также того факта, что в течение последних столетий использование человеком возможностей своего мозга имело тенденцию к снижению, многие люди считают, что упомянутые системы так или иначе не соответствуют "нормальному положению вещей" или "естеству человека" и потому являются не более чем трюком. Однако новые знания о человеческом мозге дают нам основания утверждать, что справедливо как раз обратное: работа памяти в "нормальном" режиме на поверку оказывается неестественно малопродуктивной, иногда даже резко ограничивающей наши возможности, а идеи, возникшие У ранних цивилизаций, таких как Древняя Греция, на самом деле вполне отвечали современным представлениям и являлись первыми естественными шагами в сторону высвобождения неограниченных возможностей человеческого мозга, в том числе и резервов памяти.
Конечно, "главная система"!
"Главная система" была изобретена в середине семнадцатого века человеком по имени Станислаус Минк фон Венс-хайн. Целью фон Венсхайна было создать систему, которая переводила бы цифры в буквы, а буквы в цифры, позволяя составлять слова из любых комбинаций цифр и, наоборот, числа из любых комбинаций букв.
В восемнадцатом столетии система была усовершенствована англичанином Ричардом Греем.
Для перевода цифр в буквы "главная система" использует специальный код, построенный таким образом, чтобы его легко было запомнить. Код этот следующий:
Цифра Буква или сочетание букв, соответствующее цифре
0 = з, с, сс
1 = т, д
2 = н
3 = м
4 = ч
5 = л
6 = ш, ж, дж
7 = к, г
8 = ф, в
9 = б, р, п
Гласные а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я, согласные й, х, ц, щ, а также ъ и ъ не соответствуют ни одной из цифр и используются как "заполнители" при подборе ключевых формирующих образ слов, к чему вы вскоре приступите.
Между цифрами и буквами было предложено именно такое соответствие, ввиду того что соответствующие комбинации легко запомнить, как объясняется ниже в таблице. Ряд букв играют роль "заполнителей", с тем чтобы облегчить вам задачу составления базовой сотни слов-мнемонов.
Код, используемый в "главной системе", запоминается без труда, если применить принципы запоминания, с которыми вы ознакомились ранее, и принять во внимание следующие соображения.
Усвоив специальный код, вы получите возможность переводить любое число в слово и любое слово в число.
Это делается путем замены цифр числа на соответствующие им буквы. Получив последовательность букв, необходимо далее использовать гласные и согласные, не включенные в код, а также ъ и ъ в качестве "заполнителей", стараясь получить удобные для запоминания слова.
Например, из таблицы, содержащей первую сотню ключевых слов, можно увидеть, что число 11 переводится, к примеру, в буквы д и т, из которых можно составить слово дата.
0 Буква з начальная буква в слове "зеру" (нуль, ноль); О последняя буква этого же слова. Буква С является парной букве 3, СС часто произносится как "с".
1 Буква Г имеет одну вертикальную линию. Д парная буква для буквы Т.
2 Буква Н имеет две вертикальные линии и напоминает римское число II (два).
3 Буква М, будучи повернутой на девяносто градусов по часовой стрелке, напоминает по форме цифру 3.
4 Буква Ч по написанию напоминает цифру 4. Это также первая буква в названии этой цифры.
5 Буква Л напоминает цифру 5, повернутую на девяносто градусов по часовой стрелке. Другое начертание буквы Л, а именно как Щ, суть перевернутое римское V (пять). Контур ладони левой руки (у которой, как известно, пять пальцев), повернутой к нам, когда пальцы направлены вверх, а большой палец отведен в сторону, также напоминает букву Л.