Однако от того, как уложилась эта информация и как легко она может быть вызвана сознанием, зависит то, что в обыденной жизни называется памятью. Отсюда следует, что на пути воспроизведения информации существует некий психологический барьер, высота которого постоянно изменяется в зависимости от тех или иных условий. В частности, отрицательные эмоции (страх, волнение, злость) увеличивают этот барьер, а устранение их (гипноз, заболевание) может снизить его до нуля. Поэтому большое значение для воспроизведения имеет количество ассоциаций, связанных с запоминаемым образом: чем их больше, тем легче преодолевается барьер. Так, в свое время советским исследователем А. Р. Лурия был описан человек, память которого практически не имела границ. Он запоминал сотни и тысячи не связанных между собой слогов, цифр и пр., безошибочно воспроизводя все это и через 5, и через 10 лет.
И что характерно, каждый воспроизводимый образ вызывал у него массу строго определенных зрительных, слуховых, температурных и других ассоциаций (явление синестезии). Последнее означает, что в основе феноменальной памяти лежит способность воспринимающих зон коры головного мозга устанавливать более обширные, чем у остальных людей, ассоциативные связи с другими сенсорными зонами.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить два принципиальных момента, определяющих природу и качество памяти. Во-первых, запоминается все, что воспринимается или осознается. При этом между всеми сенсорными зонами устанавливаются ассоциативные связи, объем и устойчивость которых определяются природой и деятельностью подсознания.
Во-вторых, эффективность воспроизведения информации зависит от соотношения между совокупностью возникших ассоциаций и высотой психологического барьера, воздвигаемого подсознанием.
Таким образом, деятельность подсознания, с одной стороны, способствует запоминанию информации, а с другой, препятствует ее воспроизведению. А так как изменить свои природные данным мы уже не в состоянии, то единственный способ улучшить память это воздействие на сферу подсознательных механизмов. Каковы же пути этого воздействия?
Их два. Первый это "подталкивание" подсознания к образованию как можно большего количества ассоциаций, а второй столь же активное воздействие на подсознание с целью снижения создаваемого им психологического барьера.
Для начала рассмотрим условия, способствующие реализации первого подхода.
1) По всей видимости, первым и основным условием успеха является искренний интерес к объекту запоминания. Каждый из нас наверняка знает ситуации, подобные той, когда мальчишка, слывущий в школе непроходимой тупицей, неожиданно обнаруживает прекрасное знание футбольной или хоккейной хроники, не говоря уже о подробностях биографии своих спортивных кумиров. Поэтому умение вызвать интерес к чему-либо есть важнейшее звено в системе совершенствования памяти.
2) Ключевым звеном поддержания интереса служит понимание запоминаемого материала, причем эти явления тесно связаны между собой: чем лучше человек понимает и чем больших успехов он достигает по сравнению с другими людьми, тем больше его интерес к изучаемому предмету.
3) Следующим условием создания интереса является осознание необходимости запомнить ту или иную информацию. В свою очередь, умение убедить себя, преодолеть соблазн капитуляции определяются чувством долга, дисциплиной и волей человека, его нравственно-этическими критериями и уровнем социальных притязаний.
4) Близким по содержанию условием, безусловно, следует считать внимание, активация и концентрация которого также способствуют увеличению ассоциативных связей во время запоминания информации.
5) В случае слабости природного ассоциативного механизма необходимое количество ассоциаций может быть наработано неоднократным повторением запоминаемого материала (вспомним: "Повторение мать учения"), и каждый из нас в принципе знает свою меру повторения для надежного усвоения той или иной информации.
6) Важным приемом совершенствования памяти является умение делить запоминаемый материал на "удобоваримые" куски, определяемые объемом оперативной памяти, которая у каждого из нас носит свой индивидуальный характер.
Согласно современным представлениям этот процесс происходит во время сна, что вполне согласуется с известной пословицей: "Утро вечера мудренее".
9) Исходя из описанной выше концепции памяти, важным подспорьем в ее тренировке может быть синестезации образа, то есть искусственное образование дополнительных ассоциаций, ориентированных на разные зоны коры головного мозга. Так, вместо чисто зрительного восприятия стола гораздо проще запомнить его облик, если отметить, что высота ножек не превышает роста Вашей собаки, цвет приближается к шоколадному, полировка гладкая, как стекло, а длина и ширина столешницы соотносятся между собой, как стороны газетного листа.
10) Близким по смыслу приемом является проговаривание запоминаемой информации вслух или записывание основных положений на бумаге, так как при этом мобилизуется самая прочная двигательная память.
11) Естественно, что образование дополнительных ассоциаций происходит тем лучше и быстрее, чем шире Ваши знания, кругозор и жизненный опыт. Поэтому чем больше эрудиция человека, тем лучше становится его память.
А теперь давайте рассмотрим некоторые варианты снижения психологического барьера.
12) Как уже отмечалось ранее, отрицательные эмоции могут создать непреодолимое препятствие на пути воспроизведения информации. Отсюда следует, что самообладание есть важное условие полноценной памяти.
Тогда Симонид вспомнив, кто где располагался во время застолья, точно указал их имена.
С тех пор принцип Симонида многократно использовался для построения различных мнемосистем. Сначала это были создаваемые воображением дворцы с разнообразной мебелью, расставленной по комнатам, или улицы, вдоль которых тянулись ряды домов. Потом стали создаваться более удобные коды в виде определенного списка слов или стихов, каждое существительное в которых служило элементарной единицей кода.
Поскольку демонстрация мнемотехники всегда производила сильное впечатление на окружающих, авторы разных мнемосистем строго сохраняли тайну своих изобретений, а если и "делились" ею, то лишь в объеме, исключающем быстрое и самостоятельное овладение методом. К сожалению, эта традиция сохраняется до сих пор, и в многочисленных книгах, посвященных памяти человека, описание мнемотехники никогда не превышает того, что приведено пока в этой книжке.
Учитывая вышеизложенное, а также широкий интерес публики к этому искусству, в следующей главе впервые будет описана конкретная мнемотехника, освоить которую может любой человек, элементарно знакомый с грамотой.