Тема 8. Институционализм
Улитка: «Прямая линия неправильная,
поскольку это не спираль».
Карл Чапек
Сущность и методология институционализма
Институционализм новое направление экономической мысли ХХ в., которое изучает и описывает формы организаций, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей с учетом совокупности принятых социальных норм, обычаев, образцов поведения. Институционалисты исходили из наличия острых социальных противоречий капитализма и необходимости их реформирования. Они отвергали революции, были сторонниками эволюционного развития.
Институционально-эволюционная теория возникла в США на рубеже XIX-XX вв. как реакция на внеисторическую и механическую трактовку экономической деятельности в рамках классической доктрины. Предшественниками институционализма была немецкая историческая школа, марксизм, учение М. Вебера и К. Менгера, взгляды Э. Дюркхейма об общественной системе, которая опирается на фундамент, состоящий из социально обусловленных и исторически ограниченных законов, норм, привычек и стереотипов.
Представителями «старого» институционализма были Торстен Веблен (18571929), Джон Коммонс (18621945) и Уэсли Митчелл
(18741948).
Методологически принципы институционализма состоят в следующем:
1) неудовлетворенность высоким уровнем абстракции и статическим характером, присущим неоклассической теории;
2) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками; требование усилить «контроль общества над бизнесом».
Веблен считал, что «современная наука все в большей мере становится теорией последовательных изменений, понимаемых как изменения самоподдерживающиеся и не имеющие конечной цели».
Однако процесс может завершиться, если действует эффект блокировки, который может быть создан политическими и другими структурами.
Веблен вводит в науку научные понятия: «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения). Впрочем, часто «институтами» называют и то, и другое.
Веблен описывает механизмы реализации этих принципов.
Согласно Веблену, институт по своей природе обладает свойствами «непрерывности» (наследственности), поскольку представляет собой самовоспроизводящийся социальный феномен. Как и биологический ген, институт тоже передает информацию, но в экономической среде и путем имитации и обучения. Этим и объясняется огромное значение, которое Веблен придавал социокультурной среде.
Как и биологические гены, институты обладают изменчивостью под влиянием социальной, культурной, политической и природной среды. Однако институты могут мутировать и случайно, при этом могут возникать устойчивые случайные траектории развития. Этим признанием случайных процессов институцонально-эволюционная теория отличается от других учений, которые исходят из принципа детерминированности экономических процессов и явлений.
Кроме того, институционалисты вводят в свою теорию критерий «выживания» наиболее приспособленного, т.е. сохранения и распространения тех или иных институтов, которые обладают наибольшим набором «социально целесообразных» признаков. Такие институты помогают выживанию групп людей или всего общества. «Выживают» те из них, которые в конечном счете ведут к росту богатства, свободы и благополучия всего общества. Социально нецелесообразные институты со временем заходят в тупик и прекращают свое существование.
Анализируя капиталистическое общество, Веблен создает концепцию «индустриальной» системы. Согласно этой теории капитализм («денежное хозяйство») проходит две ступени развития: господство предпринимателя и господство финансиста. На второй стадии характерно противостояние между индустрией (сфера материального производства) и бизнесом (сфера обращения).
Деятели индустрии (предприниматели, инженеры, рабочие) носители прогресса, бизнесмены же ориентированы только на прибыль, производство их не интересует. Бизнес персонифицирован в «праздном классе»: это финансовые магнаты, спекулянты. Бизнесмены не принимают непосредственного участия в производстве, собственность стала «абсентеистской» (неосязаемой), главным средством извлечения прибыли в ХХ в. сделался кредит.
С его помощью бизнесмены прививают ценные бумаги, которые приносят им спекулятивные доходы. Рост фиктивного капитала (ценных бумаг) во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активов компаний.
Для лечения бедствий Веблен создает теорию «регулируемого капитализма». Необходимо создать объединение корпораций, которое способно регулировать экономическую жизнь, преодолевать противоречие между бизнесом и индустрией. Далее необходимо поставить общество «под ограниченный контроль инженеров».
Технократия должна заменить праздный класс, социализировать собственность паразитических высших слоев общества.
Взгляды Коммонса и Митчелла
Дж. Коммонс выпустил в 1924 г. книгу «Институциональная экономика», а затем ряд других, в которых он прослеживает роль таких общественных институтов, как корпорации, профсоюзы и политические партии, консолидирующих действия индивидуумов. Он ввел понятие действующего коллективного института как регулятора экономического поведения людей. Коммонс выступал за усиление государственного вмешательства в экономику с целью достижения гармонии интересов в обществе.
Институциональная экономика, в понимании Коммонса, это экономика регулируемого капитализма.
Коммонс создал теорию трансакций любого вида передачи правового контроля от одного лица другому, представляющий собой первичный конституирующий элемент экономической деятельности. Он также развил учение Веблена об эволюционном отборе институтов.
У. Митчелл осуществил анализ экономических циклов и поведения людей на разных фазах циклов. Его книги содержат огромный статистический материал, характеризующий состояние хозяйства во время подъемов и спадов. Основные работы «Экономические циклы» (1913), «Измерение экономических циклов» (1946) и «Что происходит во время экономических циклов» (1951).
Митчелл был убежденным сторонником меновой концепции. Цикличность он пытался объяснить исходя главным образом из явлений сферы обращения (колебания цен, курсов акций), а не производства. Шумпетер и другие упрекали Митчелла в пренебрежении к экономической теории, в приверженности к эмпиризму.
Митчелл разделял основную идею институционализма о необходимости усилить социальный контроль над экономикой. Он выдвинул требование индикативного планирования американской экономики.