Самым авторитетным идеологом средневековой Европы был монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). Широкую известность приобрел его трактат Сумма теологии. В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная).
Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям... Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия – для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно.
Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса.
Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе – нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением.
Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
Кризис феодального мировоззрения и Реформация
В ХV–XVII вв. в Европе произошли глубокие перемены. Они были связаны с переворотом в общественном сознании и первоначальным накоплением капитала, составившим предысторию капитализма.
Критика феодализма была направлена в первую очередь против католической церкви. Теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) использовали идеи первоначального христианства для обоснования буржуазного предпринимательства.
Реформация сформировала хозяйственную этику, отличную от этики католического христианства.
Каковы же эти новые нормы экономического поведения людей и характер отношений между ними? Это честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность; хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть, расходы никогда не должны превышать доходы; деньги всегда должны быть в обороте и приносить доход; избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете. Формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск.
Идеология и политика меркантилизма
Меркантилизм – это прежде всего экономическая политика, направленная на создание сильных централизованных государств, которые должны были обеспечить национальному торговому капиталу благоприятные условия для его развития за счет притока денег из-за рубежа.
Идеология меркантилизма такова: сущность богатства выражают драгоценные металлы; труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
При изучении меркантилизма нужно учитывать два этапа его развития: ранний и поздний меркантилизм. В период раннего меркантилизма (до XVII в.) проводилась политика денежного баланса страны, т.е. сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра, чтобы обеспечить приток денег (активный баланс).
Поздний меркантилизм (XVII–первая половина XVIII в.) характеризовался переходом к системе торгового баланса. Ведущим идеологом позднего меркантилизма был Томас Ман. Идея такова: покупать дешевле, продавать дороже, получая добавленную стоимость и прибыль.
Важную роль играла колониальная политика. Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.
Капитал становится важнейшей категорией, его оборот увеличивает богатство страны.
Меркантилизм имел не только общие принципы и черты, но и страновые особенности. Нужно рассмотреть их в Англии, Голландии, Италии, Германии, России. Важно выявить рациональные элементы меркантилизма.
Наиболее известным и авторитетным представителем развитого меркантилизма был Томас Ман (1571–1641). Он был крупным купцом, директором Ост-Индской компании, влиятельным членом могущественной буржуазной корпорации, называемой Лондонским Сити. Ман являлся автором теории торгового баланса.
Славу Ману принесла его книга, заглавие которой само выражает основную идею: Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства (1664).
Как говорит Маркс, сочинение это оставалось еще в течение ста лет евангелием меркантилизма… если меркантилизм имеет какое-нибудь составляющее эпоху сочинение как своего рода надпись над входом, то таким сочинением следует признать книгу Мана….
В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, сжато и точно изложена самая суть меркантилизма. Как подлинный меркантилист, Ман видит богатство преимущественно в его денежной форме (золота, серебра). Над его мышлением довлеет точка зрения торгового капитала.
Во-вторых, он утверждал, что меновая стоимость денег зависит от отношения количества денег к общему количеству товаров на рынке.
Меркантилисты были родоначальниками боязни товаров и представления о недостатке денег как о причине безработицы.
В конечном счете меркантилисты стремились к национальной выгоде и относительному могуществу.
Меркантилизм в России
В ХVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур.
Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок.
Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащокин (1605–1680).
Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству.
С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Среди соратников Петра I оригинальностью и глубиной мышления выделялся Иван Тихонович Посошков (1652–1726). Он написал знаменитую книгу О скудности и богатстве.
Книга пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.
Книга была закончена в 1724 г., а в августе 1825 г. Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.
По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии, но при этом критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудности и умножению богатства в стране.
У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах.
Задачей экономической политики государства Посошков ставил всенародное обогащение. Он писал: … в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. Рост народного богатства выгоден и народу, и государству.
Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.
Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации.
Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов на средства государства и передаче их затем в частные руки. Предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства.
Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий – купечеству. Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может, – писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии, устранения конкуренции и игры цен на рынке.
Он высказывался за установленную цену, регулируемую сверху государством. Но зато Посошков отрицательно относился к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот. Он также предлагал такую организацию внешней торговли, которая, по его мнению, способна была обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно.
В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.
Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их.
Таким образом, в своей книге Посошков сумел правильно понять для своей эпохи основные задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.