Труд Конфуция "Лунь юй" в интерпретации СибусавыЭйдзи стал, по существу, учебником "этики бизнеса" дальневосточных стран.
Автор знаменитой книги "Лунь юй и бухгалтерский счет" сумел претворить свои идеи на практике. К концу своей жизни СибусаваЭйдзи имел колоссальный бизнес, включая банковское дело, операции с недвижимостью, страхование, железные дороги и т.д. Его деятельность охватывала практически все виды предпринимательства, а его книга была названа "библией промышленности и торговли Японии".
Немало идей, описанных в книге японского ученого-бизнесмена, и сегодня "живут и побеждают", оказывая большое нравственное влияние на основные принципы организации современного японского менеджмента.
Анализируя книгу "Лунь юй и бухгалтерский счет", многие японские специалисты отмечают особую роль конфуцианской этики в контексте государственных преобразований, справедливо считая, что способность к решительным и эффективным коллективным действиям является порой более важной, чем индивидуальные достоинства. В неоконфуцианском обществе в высшей степени поощряются хорошо отлаженные, гармоничные отношения в коллективе, где работающие дополняют друг друга. Такой подход к роли и значению коллектива– типичен для конфуцианства.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона строят "конфуцианский капитализм" и "конфуцианский социализм", исходя из своего понимания конфуцианства и стоящих перед государством целей и задач. Там, где это необходимо, модернизируют и "подгоняют" конфуцианство под свою доктрину.
Еще ЧанКайши в 1949г. на Тайване, а через тридцать с лишним лет ДэнСяопин в Китае заявляли, что будут строить общество, основанное на принципе "сяокан". В трактовке Конфуция это понятие означало "общество малого благоденствия". Дэн Сяопин применительно к современному Китаю назвал это "обществом средней зажиточности".
Приобретя несколько иной оттенок, понятие "сяокан" тем не менее не утратило своего первоначального смысла.
Блестящее проведение реформ в Китае заставляет зарубежных ученых вновь задуматься "о роли личности в истории" и, к слову, с большим скепсисом судить об интеллектуальных возможностях российских лидеров в решении сложных задач реформирования страны.
Американский экономист М.Голдман, с самого начала осудив методы приватизации государственной собственности в России и критически оценивая российские реформы, в статье "Вы можете честно презирать то общество, которое построили" пишет: "… Посмотрите на Китай! Они начали с нуля, а сегодня завалили США и другие страны экспортной продукцией. Начали с 3млрд долларов в 1974г., а сейчас экспортируют на сумму более 100млрддолларов.
И это делают компании, которых совсем недавно еще не было". По прогнозам американских специалистов, уже лет через двадцать Китай выйдет на первое место в мире по масштабам производства.
В Южной Корее разработали и осуществляют программу создания в начале XXIвека "государства всеобщего благосостояния"– корейская интерпретация "сяокан". Исходным является ответственность властей за благосостояние народа.
Актуальны в этом смысле идеи Конфуция о трех типах государства, когда критерием являются профессионализм и нравственность тех, кто управляет страной и отвечает за благосостояние народа:
первый тип– хорошо управляемое государство. В этом государстве царит Дао-путь и перед каждым человеком открываются возможности реализации своих устремлений, так что нищим может оказаться только бездельник;
второй тип – плохо управляемое государство. Это государство сошло с Дао-пути. В этом государстве, лишенном нравственных основ, процветать могут лишь аморальные люди, а честные, знающие и трудоспособные обречены на нищенское существование;
третий тип– это государство, лишенное всякого управления. В нем царит хаос, и оно обречено.
Конфуций так характеризовал место человека в этих государствах: "В государстве, где царит Дао-путь,– стыдно быть бедным и незнатным. В государстве, лишенном Дао-пути,– стыдно быть богатым и знатным… В государстве, где царит хаос, люди не живут".
Как полагают, конфуцианство является не только этико-политической доктриной, но и космологической системой, дающей правильные ориентиры во взаимоотношениях человека с природой ("небом" и "землей").
К одной из самых "конфуцианских" относят Южную Корею (даже на банкнотах этой страны не было ни одного императора, а только почитаемые философы). Во время недавнего финансового кризиса, охватившего многие страны Юго-Восточной Азии, население Южной Кореи отдавало свои сбережения и ценности для помощи государству. Люди поступали по канонам конфуцианства– надо было спасать "лицо" нации.
Говоря об истоках южнокорейского "экономического чуда", исследователи ставят на первое место "культурный фактор– конфуцианство". Проповедуемое философскими постулатами, оно сыграло огромную роль в культурном развитии народа, для которого основными являются такие ценности, как семья, труд, родина.
Еще одна страна, которая добилась впечатляющих экономических результатов, – это, по сути, безресурсный Сингапур, 75% населения которого составляют этнические китайцы. Бывший президент страны ЛиКуанЮ всегда подчеркивал, что своими успехами Сингапур обязан умелому использованию конфуцианских доктрин как в сфере управления государством, так и в области воспитания населения, особенно молодежи. Подводя итог своего многолетнего правления, Ли Куан Ю сказал: "Сорокалетний опыт управления страной убедил меня в том, что моральные ценности и этические нормы жизненно необходимы для здорового и стабильного общества".
Он считал, что западная система готовит "образованных болванов", имея в виду отсутствие в системе западного образования целенаправленного воспитания человека в соответствии с высокими этико-моральными принципами.
В одном из интервью Ли КуанЮ заявил: "… Западные журналисты, особенно сторонники демократии и прав человека, полагают, что мы должны быть совершенно такими же, как они. Я пытаюсь объяснить, что у нас другое историческое прошлое и другие социальные ценности. Эти другие ценности и способствовали быстрому росту экономики".
Критикуя западную модель демократии, основанную на принципе "свободный рынок плюс один голос", которая на деле привела к возрастанию индивидуализации в ущерб общественным интересам, Ли КуанЮ справедливо полагал, что она вряд ли приживется на культурной почве конфуцианства.
Конфуций любил подчеркивать, что народ должен вести себя в соответствии с правилами общежития не из-за страха перед законом, а в первую очередь согласно своей совести. Именно стыд за неблаговидный поступок, а не страх, должен регулировать отношения в обществе.
Особую актуальность современному конфуцианству придает принцип "хэ", означающий "гармонию и единство", который может помочь обществу избежать катастроф и столкновений в XXIвеке, усовершенствовать "конфуцианский социализм", адаптироваться к другим цивилизациям, не допустить возможных их столкновений. Современное конфуцианство, приспосабливаясь к существующим реалиям, становится толерантным, оптимально соответствует принципам культурного плюрализма.
Анализируя значение конфуцианства для экономического процветания стран Азиатско-Тихоокеанского региона, известный американский историк Ф.Фукуяма писал: "Конечно, свободные рынки и стабильные политические системы– непременные условия экономического роста. Но столь же несомненно и то, что культурное наследие дальневосточных обществ, этика труда, этика семейной жизни, бережливость, религиозность и другие прочно сидящие в людях моральные качества никак не менее значимы при объяснении их экономической деятельности". Ибо культура, говоря словами того же Фукуямы,– "это, в сущности, материнское лоно экономики".
Именно эти слова и вынесены в эпиграф статьи.
•
* Конфуций (Кун-цзы) (около 551 – 479гг.
до н.э.)– древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").