Жизнь человека, который не уделяет внимания планированию своего времени, подобна ходу судна, лишенному руля и ветрил. Оно становится игрушкой волн, ветров и подводных течений, которые в конце концов выносят его на рифы, завершающие жизненный путь славного судна. Так и человек, который не может рационально распределить свое время, оказывается игрушкой в руках неподвластных ему обстоятельств, он всецело подвержен влиянию внешних факторов, превращающих всю его жизнь в подобие абсурда.
Еще в Средневековье человек не испытывал нужды в планировании своего времени, которое текло неторопливо, как равнинная река, никем не понуждаемая течь быстрее. В Средние века на хронометрах европейцев была лишь одна стрелка маленькая, показывающая часы.
Люди считали минуту слишком ничтожной величиной для того, чтобы ее измерять. И планирование для большинства людей сводилось лишь к планированию дела на день посеву сельхозкультур, например. Человек был в значительной степени связан с естественными природными циклами и не испытывал дисгармонии, связанной с нехваткой времени.
Но в Новое время, в эпоху промышленного развития, развитие ускоряется, на часах появляется минутная стрелка, а в конце XIX века секундная. И ритм протекания различных социальных, экономических, культурных процессов соответственно ускоряется, увлекая за собой и человеческий род.
И в связи с этим ускорением все более остро встает перед человеком проблема планирования отведенного ему времени единственного ресурса, который нельзя ни восстановить, ни вернуть назад, однажды истратив. Часто мы не ценим самое важное только по той причине, что это самое важное не завоевано нами в тяжких боях, не досталось нам ценой многих потерь или же просто мы не ощутили горечь его утраты.
Все это можно сказать и о времени в детстве, когда отпущенные нам временные ресурсы мы расходуем малыми порциями, оно течет для нас медленной рекой, и мы не знаем, куда же деть себя в перерывах между различными занятиями.
Но с возрастом это умение жить и проживать целую жизнь в продолжении нескольких часов становится достоянием прошлого, и взрослый, оглядываясь назад, с удивлением высказывает нечто наподобие: "Как же я мог быть столь наивен… Если бы у меня сейчас было столько времени, я бы…"
Вспомните, разница в год в детстве может стать причиной несложившейся дружбы "взрослые" и "большие" представители подрастающего поколения не желают общаться с малышами. В то же время для тридцатилетнего мужчины пять лет возраста, отделяющие его от сослуживцев на работе, не оказывают никакого значительного воздействия на его отношения с коллегами.
В детстве каждый прожитый год похож на восхождение к вершине горы, за которым остаются события нескольких минувших лет и зим. С возрастом горные пики превращаются просто в пологие горы, холмы, за которыми можно разглядеть все больше и больше, пока эту череду неровностей на лице Земли не завершит скромный могильный холмик.
Видимо, человечество в своем развитии тоже проходит определенные стадии "взросления", оно со временем становится старше, все больше погружается в опыт минувших поколений, чаще оглядывается назад.
Параллельно с этим ускоряются и темпы его роста, развития, и все чаще возникает проблема распределения времени.
Проблему эту следует разрешить таким образом, чтобы совершить все жизненно важные дела, обладающие реальной значимостью для отдельно взятого индивида, и постараться уложиться при этом в отпущенные природой 24 часа.
Первой моделью такого распределения времени, призванной отделить зерна от плевел, позволяющеей человеку спланировать заранее большую часть важных дел и мероприятий, стал обыкновенный отрывной календарь и различные его вариации. Суть его заключается в том, что человек заранее заносит дела, подлежащие выполнению, на листки, соответствующие дням года, месяца и т. д. Некоторые из них, такие, например, как известные заранее дни рождения старых друзей, заносятся в списки заранее, большинство же других дел туда попадает накануне дня их исполнения.
И на первый взгляд, в этой системе нет ничего такого, что мешало бы ей вести полноправное существование в качестве основной для человечества системы планирования времени, если бы не несколько обстоятельств, делающих ее не слишком пригодной для исполнения столь высокой и важной роли. В первую очередь здесь наглядно выступает несоответствие планов реальной действительности. Представьте себе наглядно ситуацию.
Вы встаете довольно поздно, в голове перекатываются последствия вчерашней вечеринки. Вы неохотно принимаете душ и решаете наконец узнать, какие же дела у вас запланированы на день сегодняшний.
Тут вы подходите к отрывному календарику на стене, на котором вы имеете обыкновение отражать свои планы на будущее.
Отрываете морально устаревший и не соответствующий действительности листок со вчерашним числом и узнаете, что вам сегодня на работе нужно сдать проект, который находится в состоянии эмбриона, или забрать из ремонта несчастный автомобиль.
В жизни все обстоит далеко не столь драматично, но суть остается той же человек оказывается в плену необходимости, многообразных вещей, опутывающих его клейкой паутиной. Выполнение этих дел не доставляет ему никакой радости, превращая его в марионетку, которая дергается, силясь успеть в такт с руками невидимого кукловода, но все больше и больше запутывается в слишком длинных нитях.
Согласитесь, эта печальная картина совсем не соответствует вашим представлениям о правильно и красиво прожитой жизни. Все время стараться оправдать чьито ожидания, жить по чужим сценариям. Именно к этому, хотя порой и в скрытом виде, приводит подобная жизнь по отрывному календарю (не стоит привязываться к конкретному образу, он лишь позволяет наглядно увидеть дела и мероприятия).
Сам человек фактически лишь фиксирует на бумаге то, что ему необходимо выполнить, отказываясь от планирования и беря на себя лишь пассивную роль в этом мероприятии.
Следующим поколением систем планирования времени стали еженедельники, позволяющие распланировать очередность выполнения дел, а не записывать на одни и те же сутки все двенадцать подвигов Геракла сразу.
При этом каждый из нас, несомненно, обладает такой программой, вложенной в него на уровне генетического кода.
Такие установки сказываются на нашем инстинктивном предпочтении одной или другой системы ценностей, на самом выборе способа жить. То, что человек проживает свою жизнь так, а не иначе, зачастую не есть результат его сознательного выбора, а именно этого чувства определенности, осмысленности ситуации. Но на это чувство оказывают влияние разнообразные внешние факторы, не позволяющие человеку проявить свою суть, и потому он оказывается не в силах выстроить свое отношение к миру, свою жизнь.
Нам нужно рациональным путем выявить значимые для нас ценности, для того чтобы поставить их во главу угла, для того чтобы устремить к ним свою жизнь. Только опираясь на это основание, можно выстроить прекрасное здание собственной жизни. Читатель может здесь задаться вопросом о соотношении категории ценности с планированием времени.
В связи с этим следует напомнить о том, что для человека, в отличие от прочих млекопитающих, жизнь ценна не сама по себе, а лишь благодаря определенным сущностям, которые и придают этой жизни смысл. Без них жизнь превращается в бессодержательное нечто, жевательную резинку, которая пережевывается, но не переживается.