Во внутренней психической реальности одновременно существуют несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее наши решения и поступки. Когда мы поступаем не
так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем. Например, волнующие образы грядущей счастливой жизни заставляют нас переносить текущие трудности и методично работать над воплощением этого варианта будущего в жизнь. Бывает и наоборот, слишком навязчивые образы мрачного будущего (страхи) сковывают нашу энергию и волю и постепенно подавляют нас и в настоящем [41].
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ
Поэтому так и хочется порой "заглянуть внутрь" психической реальности и "увидеть", что же там "находится", чтобы понять человека с его сегодняшними проблемами и помочь ему. Исследованию жизненного пути посвящено много работ [76, 66]. Однако "чужая душа потемки", а психологи лишены возможности непосредственно наблюдать структуру психики другого человека [54, с. 49], поэтому приходится вновь и вновь обращаться к интроспекции, что мы и сделали в настоящем исследовании.
Чтобы преодолеть основные недостатки классической интроспекции: крайний субъективизм испытуемых в оценке своего опыта и невозможность сравнивать данные, полученные двумя разными людьми, мы применили новую систему получения и анализа образного материала, опирающуюся на адаптированную к задачам исследования стратегию НЛП.
Первым принципиальным моментом в нашей работе был подход к образу как к изображению (по Л. М. Веккеру и Б. Ф. Ломову [35]). Представление образа в виде изображения позволило нам сформулировать второй важный принцип нашего исследования. Мы решили отказаться от анализа содержания сознания, заключенного во внутреннем образе, потому что именно содержание наиболее субъективно и изменчиво, а провели анализ формальных характеристик образа, выделяемых методологией НЛП: особенностей его формы, величины, места расположения в пространстве воображения (по Р. Бендлеру и Д. Гриндеру [12, 20]).
В основу работы положена известная техника временных линий нейролингвистического программирования (С. и К. Андреасы) [12]. Данная техника творчески переработана под углом зрения личностной организации времени и апробирована на российской выборке.
Временная линия это последовательность образов (мысленных картин), в которых индивидуум представляет события своего прошлого, настоящего и возможного будущего. Обычно мы предлагали респондентам представить четыре образа прошлого: 20-летней, 10-летней, 5-летней и годичной давности; один образ, относящийся к настоящему времени; и пять образов будущего: через 1 год, через 5 лет, через 10 лет, через 20 лет и через 50 лет.
Иногда предлагалось представить' дополнительный образ "через 100 лет". Всего 1011 образов.
Для стандартизации представлений всем испытуемым предлагается воображать в картинах одно и то же максимально общее событие, например, "как они умываются", "как чистят зубы" или "как принимают пищу" и т. п. Если испытуемый утверждал, что он "не умеет представлять образы" (безобразный тип мышления), то ему предлагалось представлять мнимые картинки.
Образно представляя эти события, испытуемый как-то их располагает в пространстве своего воображения. Одни образы ему представляются ближе, больше, ярче; другие дальше, меньше, туманнее. Далее испытуемый сообщает интересующие экспериментатора характеристики своих образов.
В результате мы получали информацию о следующих формальных особенностях мысленных образов прошлого, настоящего и будущего у каждого испытуемого.
Субъективное местоположение образа в пространстве воображения: где именно человек представляет ту или иную картину своей жизни относительно самого себя впереди, позади или вокруг себя, справа или слева от себя, выше или ниже.
Неструктурированной считалась такая линия, в которой внутренние образы располагались во внутреннем пространстве психики беспорядочно. Иногда их место зависело от реального положения предмета, например, испытуемый представлял свою ванную комнату слева от себя, потому что она и на самом деле была в левой части квартиры.
Отдельно анализировались: "разрывы", "перегибы" в ровной последовательности образов и "особо выделяющиеся образы" (самые большие или самые маленькие). С их помощью на основе свободных ассоциаций давалась психологическая интерпретация событий.
Сцепление между образами: характерно для структурированных линий. После того как испытуемый представил ряд своих временных образов в пространстве воображения, испытуемому предлагалось "мысленно передвинуть крайний образ". При этом у части испытуемых остальные образы оставались неподвижными (отсутствие мысленного сцепления), а у других самопроизвольно перемещались вслед за первым (наличие сцепления).
Если сцепление наличествует, то не имеет значения, какой именно образ двигать все равно смещается вся линия.
В наших экспериментах принимало участие 111 человек, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 35 лет, у которых организация времени исследовалась описанной выше оригинальной методикой. Часть испытуемых имела среднее образование и на момент обследования обучалась на курсах; другая часть имела высшее образование и обучалась в аспирантуре.
Таким образом, мы получили возможность "заглянуть во внутренний мир" человека и по множествам характеристик образов увидеть, как он организует время своей жизни во внутреннем плане. Но что же означает каждый из выделенных нами параметров?
В концепции личностной организации времени, развиваемой школой К. А. Абульхановой-Славской, для анализа способов организации жизни предложена совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностно-смысловых образований:
"жизненная позиция", "жизненная линия", "жизненная перспектива". Жизненная позиция есть результирующая достижений личности, она как бы аккумулирует ее прошлый опыт и одновременно является потенциалом ее будущего. Траектория жизненного движения личности определяется как "жизненная линия", которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер (с точки зрения самовыражения, самореализации личности).
И наконец, К. А. Абульхановой предложена оригинальная классификация перспектив: психологические, личностные и собственно жизненные [7].
Первые есть собственно когнитивная (сознательная) способность личности предвидеть будущее, прогнозировать его, структурировать и видеть себя в будущем. Однако когнитивная перспектива не содержит в себе готовности реализовать прогнозируемое будущее. Личностный потенциал, содержащий мотивационное устремление в будущее, связан с другой перспективой личностной, т. е. реальной личностной возможностью реализовать намеченные планы.
Третья перспектива жизненная создается предшествующей жизнью и выражается в жизненной позиции личности. Жизненная позиция может быть тупиковой и закрывать личности всякую возможность продвижения в будущее, несмотря на наличие хорошо продуманных планов и огромного мотивационного желания их осуществить.