Временные характеристики самой психической деятельности.


3. Деятельность и саморегуляция проблема сопряжения двух темпоральных систем.
4. Различие видов деятельности по их временным характеристикам.
5. Временные характеристики самой психической деятельности.
6. Согласованиерассогласование временных характеристик деятельности и субъективных (психических и личностных возможностей).
7. Способности и деятельность.
8. Личностные особенности саморегуляции и самоорганизации во времени деятельности.
Рассмотрение этих направлений и даст разрешение проблемы возможность комплексного теоретического и эмпирического исследования.
Глава 2

1. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для осмысления поставленной проблемы концепция деятельности должна быть рассмотрена в ряде ракурсов. Если их перечислить совсем кратко, то это качество деятельности как труда, профессии, практической или идеальной деятельности, наконец, психической деятельности. В каждом из этих качеств время выступает по-разному и играет разную роль.
Поскольку личность живет трудом, а труд определяется общественно-необходимым временем, общественное время определяет иерархию мотивации, ценностей, основную детерминанту личной жизни, более того, соотношение в ней свободы и необходимости, даже принуждения. Время личности, способ его организации должны соответствовать общественно-необходимым требованиям. Это соответствие, как отмечал еще К. Маркс, достигается одним работником за счет его способностей, другим ловкости и умений, третьим интенсификации своих действий.

Однако одновременно . общественное время, аккумулированное в организации деятельности, это совокупность предоставляемых личности временных возможностей и резервов, заключенных в научно-техническом обеспечении труда, научении социально-профессиональному опыту.
Сферы общественной жизни различаются по насыщенности событиями, по социальной перспективности, темпам развития. Попадая в такие сферы (профессиональной деятельности, культурной, общественной жизни и даже личного общения), личность получает большие возможности, большую интенсивность взаимодействия с жизненным пространством, повышает ритм жизни. В данном случае общественная детерминация умножает личностное время, потенциал.

В первой главе рассматривалось и глобальное противоречие, развивающееся в связи с техническим прогрессом, между требованиями деятельности и возможностями человека.
Однако соотношение свободы и необходимости, связанное с необходимым временем деятельности, складывается по-разному для разных видов труда (умственного или физического) и для разных способов включения личности в труд и отношения к нему. Творческий труд, как очевидно, представляет для личности ценность, придающую свободный характер ее времени. Возможность самовыражения в труде (даже при его нетворческом характере) дает личности удовлетворенность и тем самым превращает время труда из необходимого, внешнего в ценное.
Далее, рассмотрение деятельности в качестве профессии позволяет, как уже отмечалось, установить ценное для развития личности соотношение своих способностей и профессии, т. е. время профессиональной жизни, занимающее основной период жизни человека, становится личностно ценным. Своевременность овладения профессией, включая получение образования и становление профессионалом, своевременность прохождения этапов профессиональной жизни (карьеры) диктуется существующей социальной нормативностью и ценностью = оптимальностью возрастных и личностных сроков прохождения этих этапов и личностной потребностью в объективации, самореализации, самоутверждении. Если уровни притязаний и мотивация достижений личности не соответствуют профессиональному периоду или темпам карьеры, то работа не приносит личности удовлетворения и время личности обесценивается: при наличии результатов труда человек считает, что бессмысленно теряет годы.
Чаще всего в сфере труда у некоторых людей развивается способность к организации времени в более узком смысле слова, которую квалифицируют как особенность организованного человека. Самоорганизация во времени предполагает организацию временных параметров своего труда и личных занятий, включает и планирование и учет производительности, скорости работы, периодичности интервалов и т. д. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему структурировать время в рамках временной заданности или неопределенности (неопределенность времени наступления событий) это особая личностная, жизненная способность, которая обеспечивает своевременность, продуктивность и оптимальность ее личной и общественной жизни. Именно здесь появляется возможность свободного владения временем в относительной независимости от его объективного хода и рамок.


В этом смысле необыкновенно интересны истории жизни не только крупных художников или писателей, которые просто целиком отдавали свое время жизни творчеству, но таких не всем широко известных личностей, которых, может быть, даже нельзя назвать общественными деятелями в буквальном смысле слова.
Такова жизнь княгини М. К. Тенишевой, которая вошла в историю русской культуры как покровительница многих замечательных художественных начинаний: при ее участии в Санкт-Петербурге издавался журнал "Мир искусства", была открыта художественная студия для подготовки в Академию художеств. Она была страстно увлечена собиранием русских древностей, произведений русского и зарубежного искусства. В 1905 г. в Смоленске М. К. Тенишева открыла уникальный историко-этнографический музей "Русская старина".

Она фактически управляла двумя большими имениями, в то время как у нее месяцами гостили крупнейшие русские художники и музыканты; и она отдавала, несомненно, общению с ними значительную часть досуга, стремясь к возрождению русского стиля в искусстве. Она же организовала женскую вышивальную мастерскую, где девушки ткали удивительные кружева, сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, позднее при школе возник замечательный балалаечный оркестр, которым руководил ученик знаменитого Б. Андреева, курсы для подростков на заводе мужа, где их готовили к разным ремеслам и профессиям. Увлекаясь архитектурой, она начала заниматься художественным литьем, имела кузнечную и керамическую мастерские, химическую лабораторию, в которой работала сама.

При этом она имела прекрасное, в том числе и музыкальное, образование и увлекалась пением. Впоследствии, когда революция разрушила созданное ею и мужем, она уехала в Париж, где училась у Полины Виардо и давала концерты.


Создав свой уклад, стиль разнообразной интенсивной творческой жизни в российском времени и пространстве, она сумела сохранить себя как художника, человека искусства и "разместить" свои спо-. собности в другом чужеземном времени и пространстве. Иногда, когда встречаешься с такими людьми, задаешься вопросом, как успевали они сделать, свершить столь многое? Почему жизнь и работа наших современников буквально раздирается случайными, необходимыми, но внутренне незначительными делами, лишая их внутренней цельности и направленности?

Как справедливо отмечает создатель зонной концепции мотивации и исследователь временных ее особенностей В. Г. Асеев, личность сплошь и рядом следует актуальному, но личностно не значимому мотиву. Выполняя необходимое, она не успевает совершить главного [17, 18].
В отечественной и зарубежной психологии выполнено, как отмечалось в предисловии, множество исследований, раскрывающих особенности времени профессиональной деятельности (В. А. Денисов, Д. Н. Завалишина, В. А. Пономаренко и др.). Время учитывается при различных видах сложности деятельности, связанных с нервным напряжением, дефицитом времени, преодолением трудности (Л. Г. Дикая, Д. Н. Завалишина, Б. Ф. Ломов, В. В. Чебы-
шева). Особенно важны те, которые связаны со скоростями и ритмами, требуемыми профессией; с особенностями перелетов в разном суточном времени. Исследования показали, что "уровень ошибки слежения за частотным сигналом определяется не абсолютной величиной запаздывания рабочих движений оператора, а отношением этого запаздывания к предельно допустимому значению запаздывания данной частоты сигнала [47, с. 15]. А устранение этой ошибки возможно только за счет антиципации, т. е. прогнозирования ритма сигнала (там же).

А "одним из важнейших моментов антиципации как механизма, обеспечивающего устойчивость слежения, является установление определенных временных соотношений между сенсорными и моторными структурами и процессами при обучении" [47, с. 16]. В. А. Денисовым использовалась также модель так называемой совмещенной деятельности, в которой человеку приходится выполнять параллельно два ритмических действия (ниже мы приведем данные о деятельности, совмещенной по иному основанию). Результаты показывают, что наибольшую сложность и повышение "цены" деятельности вызывает рассогласование темпов совмещенных действий.

Иными словами моделирование действий, которые человек должен выполнять, одновременно требует учета "разрешающих возможностей" мозговых, двигательных и психических систем человека в отношении решения тех или иных временных задач.



Содержание раздела