Однако важно отметить и то, что категорией субъекта Б. Г. Ананьев (в отличие от С. Л. Рубинштейна) обозначал не совершенствование личности или организацию ею жизненного пути, а приписывал ей дифференциальное значение; он с помощью этого понятия дифференцировал специфику познания от специфики деятельности и последней от общения.
Однако в силу специфичности выявленных каждой теорией аспектов развития, не говоря о различии методологий его трактовки, в силу оригинальности концептуализации, несмотря на то, что психология развития уже выделилась в самостоятельную область психологии, теория развития и его реальность остаются недостаточно интегрированными.
Опираясь на проведенные исследования личностного времени, можно попытаться сделать шаг в этом направлении.
Несмотря на принятое деление жизни личности на прошлое, настоящее и будущее, существует единое специфическое время личности. Его единство определяется общими для всех личностей функциями прошлого, настоящего и будущего в отношении настоящего: прошлого как уже найденного и опробованного личностью индивидуального бессознательного и сознательного деятельного способа самореализации в жизни; будущего как временипространства для поиска и открытия новых возможностей в себе и самореализация в мире. Прошлое "вбирается" личностью в свой настоящий способ жизни и свой "склад".
Оно не остается оставленным позади реальным пространством. Оно становится идеальным и экзистенциальным пространством самой личности. Будущее в отличие от прошлого это проективное личностное пространство, образованное способностями ее сознания, воображения, мышления, мотивации достижений и притязаниями. Сколько жизненных сил, жизненных умений, способностей чувствовать, мыслить и осознавать личность вобрала из всех этапов своего прошлого в свое настоящее "я" и его отношения с миром, сколько проективного, конструктивного временипространства она способна охватить как свое будущее и сколь разумен и обоснован этот перспективный охват, масштаб, столь и сильна пружина личностного времени,
движущая ее в это будущее. Проекция в будущее есть опора на реальное пространство состояние настоящей жизни, обеспеченное механизмами самой личности. От прошлого движение жизни в основном идет к настоящему, в настоящем же личностью осуществляется реверсия времени оно идет от настоящего к будущему (как бы следуя привычному для нас ходу времени) и одновременно от будущего к настоящему. Здесь применим открытый С. Л. Рубинштейном в отношении связи сознания и деятельности принцип специфичности времени жизни каждой данной личности: особенность каждого типа личности в том, как она конструирует времяпространство своей жизни своим сознанием, активностью, переживаниями и... душой.
Гегель видит эти движущие силы, но считает, что их проявление зависит от человека "силы человеческой души, которые человек, именно потому, что он человек, должен признавать и которым он должен давать проявиться и развиваться в себе" [39, с. 224]. Ниже попробуем конкретизировать это понятие с наших научных позиций.
Развитие личности в жизненном пути носит, таким образом, типологический характер, как и сам способ ее жизни. Если следовать самой первоначальной (в цикле наших исследований) типологии В. И. Ковалева, то развитие функционального типа личности (активно-ситуативного) может достигать в краткий период максимального уровня, а характер его активности адекватен масштабу задач или ситуации, которая разрешается им продуктивно по внешним и внутренним критериям. Происходит достижение адекватного ее типу (индивидуальности) совмещения во времени способа самореализации, объективации в данный период жизни и развития (по С. Л. Рубинштейну).
Таким образом, достижение зрелости осуществляется быстрым путем при совмещении оптимального функционального самовыражения и "присвоения" его результата как своего оптимального способа, т. е. развития.
Развитие пролонгированно-пассивного типа может носить, в соответствии с соображениями Юнга и Кольберга, действительно, преимущественно интеллектуальный характер, но не обязательно "вести за собой" нравственное развитие. Но, как показало исследование Т. Н. Березиной, наиболее интеллектуально развитый, т. е. творческий тип самореализуется как экстраверт или интроверт в межличностном или индивидуальном временипространстве. Поэтому первый тип (творческий экстраверт) может развиваться как активно-ситуативный тип.
Но при этом для обоих типов необходимо осваивать времяпространство культуры как условие и контекст развития.
Тот тип, который В. И. Ковалев считает творческим (не в обычном смысле, а по критерию овладения временем жизни), может развиваться "по восходящей" (С. Л. Рубинштейн) таким образом,
когда Достижение одной ступени развития (ступени, а не этажа) создает внутренние и внешние предпосылки для следующей. Этот тип поэтому может быть максимально независим в своем развитии от содействующих или противодействующих ему обстоятельств.
Не приходится говорить о том, что пассивно-ситуативный тип, зависящий в своем развитии лишь от оптимально сложившейся "случайности" обстоятельств, не имеет внутренней "движущей силы" развития, но, вероятно, избегает и многих противоречий, которые порождаются активностью типов, становящихся субъектами своей жизни.
Развитие личности обеспечивается ее способностью умножать время жизни, достигая при этом подлинности самоосуществления своей индивидуальности в жизни. Понятие подлинности является первым, но не исчерпывающим его содержания аналогом эриксо-новской "зрелости". Эта способность была эмпирически выявлена как внутриличностная детерминация или внешняя детерминация времени личности, различающаяся у разных типов.
За счет чего происходит "умножение" времени жизни? Для одного типа (например, функционального) это интенсивность жизни, т. е. вмещаемость в ее время бесконечно большего числа свершений, общений, отношений и событий, чем у других людей;
равномерная, бедная событиями жизнь вызывает у них чувство скуки. Мы уже ссылались на пример жизни княгини Тенишевой, которая была необыкновенно насыщена самыми разнообразными видами деятельности и творчеством. Для другого типа (например, "созерцателя") умножение времени жизни это ее глубина, проникновение в научные, духовные, нравственные проблемы.
Для третьего типа (творческого) это масштаб охвата деятельностного духовного временипространства культуры.
Жизнь С. Л. Рубинштейна была соизмерена им самим с судьбой науки, философии и одновременно с судьбой самого "малого" и слабого человека, которого он считал своим долгом поддержать и укрепить душевно. Это он делал и в жизни, и в науке, взяв на . себя ответственность за судьбу психологии в страшное сталинское время.
Пассивно-ситуативный тип личности живет сегодняшним днем, обыденной, часто в силу внешних обстоятельств пустой, бедной событиями жизнью, в конце которой ему "нечего" и вспомнить.
Именно поэтому разные типы людей достигают личностной зрелости в разные периоды жизни, одни в юности, другие иногда только под старость, а иногда вообще не достигают ее. Поэтому "зрелость" не данность возраста, а достижение определенного, соответствующего типу личности способа жизни. Это и есть своевременность личности, определяемая уже не как совмещение максимума активности и оптимального ему момента, "со-
бытия" деятельности, а как нахождение своего способа жизни. Жизнь в таком случае приобретает характер подлинной жизни, т. е. такой, в которой личность максимально для своего типа реализует свою сущность. Можно сказать, что стремление к этой подлинности на неосознаваемом уровне заложено в смысле жизни, о котором люди обычно с трудом говорят, который нелегко сформулировать и осознать.
Такие переживания не связаны с событиями жизни тяжелыми, негативными или радостными. Но это переживания, основанные на смысле жизненном осмыслении соотношения себя со своей жизнью. Время расценивается как прожитое зря, пустое, растраченное.
Заниженная самооценка, критическое отношение к себе, тревожность не дают личности пережить подлинность отношения к себе, прочувствовать экзистенциально всю полноту своей личности, что также в итоге ведет к невозможности достижения подлинной жизни, своевременности.