Прогрессивный тип сохраняет гипотетическое отношение к миру, с одной стороны, имея обобщенную позицию для формулировки гипотез, с другой будучи побуждаем потребностью сознания в их проверке.
3. По типу связей, на основании которых строится интерпретационное обобщение, в способе интерпретации может доминировать модель жестких причинно-следственных связей, однолинейных, исключающих возможность множественности детерминант, может доминировать модель допущений своеобразная теория относительности, условности, сослагательности связей (категорией "если" допускается неопределенность, иные возможности, что не исключает определенности самой авторской позиции, а лишь ее готовность к изменениям, неожиданностям).
Интерпретационные координаты, составляющие конструкт внутреннего мира, имеют ценностный характер. По уровню обобщенности итерпретации личности достигают мировоззренческого способа или остаются в пределах узкого обыденного. В первом случае контекстом интерпретаций и обобщений становятся общечеловеческие, во втором сугубо личностные ценности. Но не означает ли это, что в первом случае интерпретатор перестает быть субъектом, утверждая ценности общечеловеческого масштаба и уровня? Ответ на этот вопрос невозможно получить лишь путем сравнения уровня ценностей, а только анализируя сам способ интерпретации.
В этом способе заключено особое соотношение абстрактных общечеловеческих ценностей и реальных конкретных жизненных коллизий. Субъект становится субъектом интерпретирования не потому, что он способен поверхностно, ханжески рассуждать о данной жизненной коллизии на языке высших ценностей и категорий, а потому, что он способен каждый раз дать конструктивный ответ, удовлетворяющее этим принципам решение проблемы.
Соединяясь с конкретными данными, высшие ценности придают им новый смысл, который никак не возникает при поверхностном наложении ценностей на данную дилемму. Мировоззренческими данные категории и ценности оказываются не только по своему общечеловеческому контексту, но потому, что они являются конкретизирующими абстракциями, эти абстракции таковы, что дают возможность субъекту порождать множество конкретных интер-
претаций, а точнее, достигать конструктивности в конкретном интерпретировании. Таким образом, ценностно-мировоззренческий уровень сознания выводит субъекта в общечеловеческое, ценностное времяпространство, превращая его внутренний мир из интрапер-сонального в интерперсональный, но тем самым расширение интерпретационного пространства дает его субъекту особую глубину и способность концентрации сознания.
Таким образом, через механизм интерпретации мы раскрываем специфику ценностного времени: это время душевной и духовной бессознательной и сознательной "работы", продуктивность которой (по аналогии с производительностью труда как его основной временной характеристикой) заключается в наполненности жизни личности ценностным смыслом (в превращении ценностей в смыслы жизни) и осуществлении жизни в соответствии с этими смыслами.
Выход в духовное времяпространство, пространство культуры, открывает жизни и самой личности тот высший смысл, который придает ее жизненной линии восходящий характер. Таким образом, определенные характеристики жизненной линии связаны с определенными смысловыми интерпретациями, а восходящая линия с обретением личностью себя в духовном времени-пространстве, т. е. в высшем смысле жизни.
Первоначально мы рассматривали три структуры, образования жизненного пути жизненную позицию, линию и перспективу. А смысл жизни оставался некоторой его высшей, выходящей за пределы структурных определений характеристикой.
На основании темпорально-ценностного подхода нам удалось конечно, в некоторой мере связать характеристику жизненной линии (имеющей восходящий характер) со смыслом жизни. И только исходя из этого последнего, можно подойти к более глубокому определению жизненной перспективы. Работа В. Ф. Серенковой о способности планирования будущего времени значительно дополнила и расширила существующие представления о психологическом будущем, особенно ограниченные когнитивистским подходом к "измерению" его отдаленности и структурированности. Исследование Т. Н. Березиной открыло серьезнейшую проблему его объяснения, поскольку в нем было обнаружено, что неосознаваемые образы будущего располагаются и вверху, и внизу, и впереди (как это соответствует здравому смыслу), и ...сзади (что ему совершенно противоречит). В. Ф. Серенкова обнаружила, что движение сознания, проекция идет не только от настоящего к будущему (что также кажется очевидным), но и от будущего к настоящему.
В целом эти данные прежде всего подтверждают наше объяснение интерпретационной способности сознания и бессознательного к произвольным композициям. В данном случае (у Т. Н. Березиной) композиция выступает как расположение времени (будущего) в об-
разном пространстве, что может быть объяснено как расположение его в смысловом интерпретационном пространстве, т. е. интерпретация будущего как уходящего вверх или вниз по определившемуся смыслу жизни (или уже оставшемуся позади).
Обратная композиция времени имеет графически пространственный характер (в исследовании Т. Н. Березиной) и векторный (в исследовании В. Ф. Серенковой вектор обозначает направление движения личности).
Исходя из чего могут быть объяснены эти данные? Представляется, что нужно совершить коренное преобразование проблемы жизненной перспективы: традиционно предполагается, что она всегда существует и имеет в основном прогрессивное значение. Можно поставить вопрос так: какую роль играет наличие (отсутствие) жизненной перспективы для личности? И тогда можно предположить не только то, что это еще не осуществленная реально, но определенная проективная особенность личности, но и то, что у личности есть потребность иметь эту перспективу; социальная де-привация жизненных условий масс людей, кризисы, коренные или резкие изменения депривируют эту личностную потребность, времяпространство жизни ограничивается настоящим, сегодняшним ("здесь и теперь") и тем самым сужается личностное смысловое пространство и время.
С одной стороны, всегда акцентировалась ценность настоящего ("Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня", "morgen-morgen, nur nicht heute, sagen so die faulen Leute" и т. д.), считалось, что в настоящем закладывается основа будущего. С другой стороны, наличие будущего имело не только смысл продлить жизнь, бытие, не только что-то сделать еще дополнительно, но и улучшить жизнь, изменить ее к лучшему. В проекции будущего для личности всегда был заключен смысл открытой возможности совершенствования. Это и означает, что будущее отвечает потребности личности в самоактуализации, в самосовершенствовании. И нельзя не согласиться с А. Маслоу, что в. таком понимании это ведущий жизненный мотив личности, по своему онтологическому значению он эквивалентен потребности жить, продолжать жить.
Какой же механизм самой личности, кроме воздействия социума, депривирует эту потребность?
По-видимому, одно из самых обобщенных жизненных чувств, которое может быть приравнено к направленности личности оптимизм. Для нас так важен был анализ интерпретационной сущности самого экзистенционального пласта жизни, затем своего бессознательного "Я", потому что именно он, будучи самым непосредственным образом связан с потребностью жить, составляет оптимистическую "тональность" (по С. Л. Рубинштейну), которая составляет "ресурс" личности. Личность может неосознанно "питаться", "держаться" этим ресурсом, даже при неблагополучной жизни
(природный оптимизм как принято говорить), но, если она имеет силу воспользоваться свободой своего отношения к жизни и ее времени, она осуществляет интерпретацию всей жизни ее прошлого соотносительно с настоящим и настоящее соотносительно с будущим, своей позиции и линии жизни, и ее ... перспектив, то интерпретацию осуществляет обобщение, которое имеет оптимистическую или пессимистическую семантику, трактовку, мнение. Отвечая на поставленный выше вопрос о роли жизненной перспективы для личности, можно сказать, что пессимистическая перспектива ограничивает не только будущее жизни, его сужая, сокращая или закрывая (например, "мне остается только дом для престарелых", "мне остается только кухня", "мне остается только работа" и т. д.), но и ценностный темпоральный ресурс самой личности. Если, как говорят, "мне ничего не светит" в жизни", то у личности снижаются притязания, мотивация достижения, потребность в совершенствовании.
Иногда такой интерпретационный вывод делается в критический момент жизни, в связи с определенным событием (ссорой, разрывом, разводом, смертью близкого человека, потерей работы), иногда личность приходит к нему в результате работы рефлексии, самосознания и осмысления всей жизни.
Оптимизм и оптимистическая интерпретация жизни, напротив, придают личности движущие силы, вопреки возможному неблагоприятно складывающемуся настоящему, трудностям, потерям. Перспектива выступает в функции повышения жизненного потенциала личности.