Прототипические формы развивающегося практического интеллекта


(например, распределение родственников по спальным местам), варьируются в большей степени, чем аналогичные интерпретации молодых. Люди старшего возраста более чувствительны к социальным и межличностным сторонам проблем в отличие от молодых, сосредоточивающихся на логических аспектах. Лэйпл (Laipple, 1992) также отметил, что люди в старшем возрасте интерпретировали ситуацию решения логической проблемы не так, как задумывалось экспериментатором.

Они были склонны в отличие от молодых людей уходить от логических границ проблемы и привлекать в экспериментальные ситуации личный опыт. Ши и Чечи (Chi Ceci, 1987) считают, что на многие типы решения проблем прямо оказывает влияние ментальный контекст опыта решения задач в детстве.
Берг и Кальдерой (Berg Calderone, 1994) зарегистрировали ряд изменяющихся характеристик определения проблем. Во-первых, они показали, что с возрастом уменьшается число интерпретаций, связанных с конкретной задачей, и увеличивается количество интерпретаций, имеющих отношение к взаимосвязи с другими людьми, к самому человеку и смешанных (т. е. относящихся к человеку и к задаче). Исследователи предположили, что такого рода открытия корреспондируют с трудами, посвященными вопросу развития установок самого индивида, согласно чему изменяются его системы координат, включая переход от конкретных и специфических к более абстрактным и взаимосвязанным психологическим конструктам (Harter, 1983). Берг и др. (Berg et al., 1998) исследовали связь между определением проблемы и выбором стратегий для ее решения.

В целом определение проблемы требует более точного предсказания в выборе стратегии, чем устроение контекста проблемы. Те индивиды, которые определяли проблему только в области отношений компетентности, охотнее использовали стратегии, базирующиеся на самостоятельной деятельности и в меньшей степени предполагающие вовлечение других людей. В конечном итоге не было установлено, что связь между определением проблемы и выбором стратегий варьируется, будучи возрастной функцией.
Определение проблемы очень важно для практического интеллекта, например ключом к разнице результатов, полученных Берг и др. (Berg et al., 1998) в предшествующих исследованиях, является важность, отводимая индивидами социальным аспектам решения практических проблем. Берг и коллеги обнаружили, что большинство определений индивидуальных проблем, свойственных любой возрастной группе (подростки, студенты колледжа и взрослые люди), предполагает межличностные отношения. Эти определения проблем, в свою очередь, детерминируют выбор стратегии, призванной ограничивать вмешательство других или привлекать их. Заметим, что эта интерпретация существенно отличается от аргументов, использованных в предыдущем исследовании. В прошлых работах обычно выдвигалось предположение, что опора на других отражает неэффективное решение проблем, поскольку в этом случае индивиды демонстрируют зависимость от окружающих (Cornelius Caspi, 1987; Denney Palmer, 1981; Folkman et al., 1987).

Однако новое определение роли социальнозависимых стратегий предполагает, что привлечение других людей для решения повседневных проблем является стратегией, достаточно удачно соответствующей определенным проблемам (Baltes, 1997; Meacham Emont, 1989).
В течение последних нескольких лет появилась новая интересная тенденция в исследованиях развития практического интеллекта. Ряд ученых предлагает вместо того, чтобы разделять процесс решения практических проблем на компоненты, изучать структуры более высокого порядка, изменяющиеся в зависимости от контекста, являющиеся базовыми или функционирующие как компоненты, или про-тотипическиие формы практического интеллекта. Здесь мы коснемся двух таких конструктов интуиции и мудрости.
Интуиция
Традиционное определение интуиции описывает этот метаконструкт как "...имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить" (Vaughan, 1979). Оценка интуиции, несмотря на очевидную ее важность в отдельных случаях (Bastick, 1982; Cosier Alpin, 1982; Goldberg, 1983), все еще остается редкостью. Так, сама природа современного общества подчеркивает важность интуиции, на которую мы полагаемся, когда испытываем трудности в повседневной жизни, и хотя мы располагаем большим числом альтернатив, нам не хватает времени, чтобы разобраться в них.



Интуиция высоко ценится в сфере профессиональных решений (Ray Meyers, 1989; Rockenstein, 1988), в открытиях (Browers, Regehr, Balthazard Parker, 1990) и в случае известности отдельного человека (например, Эсте Лаудер, основательница огромной косметической фирмы, была известна своей интуитивной способностью предсказать лучше любых маркетинговых исследований успех парфюмерных продаж). Тем не менее многие исследователи указывали на то, что интуиция может повести нас по неверному пути и оказаться источником систематических ошибок при принятии решений (Ross, 1977, цит. по: Bowers et al., 1990).
Нет единодушного мнения относительно того, что же собой представляет интуиция или как она развивается (Goldberg, 1983). В научной литературе часто возникают разногласия, касающиеся трех основных тем: интуиция в противоположность интеллекту и логике (Nutt, 1989; Simonton, 1980); интуиция и творчество (Bastick, 1982; Finke, Ward Smith, 1992), интуиция и неявные знания (Reber, 1989; Shirley Langan-Fox, 1996).
Голдберг (Goldberg, 1983) отметил многочисленные аспекты (или функции) интуиции. Он предложил классифицировать этот конструкт по шести категориям, в рамках которых интуиция рассматривается как способ открытия, творчества, оценки, приведения в действие, предсказания и озарения. Первые два аспекта интуиции связывают ее с творческим процессом: она или часть, или его средоточие.

Последний из шести аспектов, озарение, относится к самореализации (Голдберг использовал такие синонимы, как samadhi, satori, нирвана, космическая энергия, мистическое единение с Богом). Третий, четвертый и пятый аспекты, согласно Голдбергу, связывают интуицию с неявными знаниями, даже если сам автор научной концепции и не применял такую терминологию. Описывая оценку как аспект интуиции, Голдберг ссылается на опыт финансовых прогнозистов, которые
(52



Содержание раздела