тельные. Реагирование опрашиваемых очень похоже на реакции в реальной жизни. Во втором случае стимулы предъявляют в письменной или в устной форме.
При этом респондентов просят описать, как бы они отреагировали на такую ситуацию, а не предпринимать какие-либо конкретные действия.
Самыми точными имитационными тестами являются тесты, выполненные в центрах по оценке. В этих центрах небольшие группы тестируемых выполняют различные задания: папка руководителя, имитационные интервью и имитационные групповые дискуссии (Вгау, 1982; Thornton Byham, 1982). Преимущество имитационного подхода состоят в том, что он адекватно воспроизводит характер служебной деятельности.
Однако не всегда понятно, какие аспекты работы нужно отобрать для создания имитационных тестов или как эти аспекты оценивать.
Степень адекватности тестов, которые представлены в виде папки руководителя, средняя. В этих случаях респондент сталкивается с различными материалами (служебными записками, финансовыми отчетами, письмами) и его просят ответить на них (Frederiksen, 1966; Frederiksen, Saunders Wand, 1957). Однако время, отведенное респонденту на то, чтобы разобраться с проблемами подобного типа, ограничено. В реальных рабочих ситуациях это создаст определенную напряженность.
Действия тестируемого оцениваются по тому, как он справляется с ситуацией, например предоставляет ли участник опроса точную и полную информацию в ответ на письмо финансового директора, требующего финансовый отчет за четвертый квартал.
Тесты на оценку ситуации относятся к имитационным тестам меньшей точности (Motowidlo et al., 1990). Они выглядят как описание ситуаций, обычно связанных со служебной деятельностью, при исполнении которой возникают данные проблемы (Chan Schmitt, 1998; Legree, 1995; Motowodlo et al., 1990). Эти описания представляют действительные или близкие к реальным ситуации, имеющие отношение к определенной сфере (например, продавец, настойчиво предлагающий товар по телефону).
Ситуации обычно отбираются посредством анализа критических случаев. Каждой ситуации соответствует набор опций (т. е. стратегий), необходимых для решения проблемы. Респондентов просят одобрить ту или иную опцию. Они могут это сделать, выбрав, на их взгляд, лучшую и худшую из числа нескольких стратегий или оценив рейтинг эффективности каждой из предложенных альтернатив.
Традиционно тестирование с помощью STs оценивается посредством присуждения баллов на основе правильного указания наилучшей и наихудшей опции (Motowidlo et al., 1990) или на основе оценки экспертов, одобряющих выбор (Chan Schmitt, 1998).
Метод оценки неявных знаний
Данный подход разработан на базе уже рассмотренных методов, чтобы произвести оценку процедурных знаний, обусловленных конкретной областью деятельности, какие люди приобретают, решая повседневные проблемы. Он основан на теоретических и практических выводах о том, что количество и организация знаний, которыми обладают эксперты и новички, различаются (Chi et al., 1988; Ericsson, 1996; Ericsson Smith, 1991), а также о том, что это различие отражает различие в развитии способностей специалистов и новичков (Sternberg, 1998a, in press-b).
Методы измерения реальных способностей -| Q
В том, что касается выявления примеров неявных знаний, приобретенных при решении реальных проблем, метод оценки неявных знаний базируется на методе критических ситуаций. Иными словами, мы интервьюируем специалистов в конкретных областях деятельности с тем, чтобы выявить ситуации, отражающие важные уроки, и просим их описать своими словами те знания, которые можно извлечь из данных ситуаций. Мы не полагаемся исключительно на людей, разрабатывающих критические эпизоды для определения того, какие знания, извлеченные из таких ситуаций, являются более, а какие менее эффективными.
Последовательно анализируя ситуацию, мы определяем те ее особенности, которые являются критическими для данного рода деятельности.
Рассматриваемый подход подобен приемам имитации, поскольку оценка практически значимого поведения в тестовых ситуациях частично зависит от того, в какой степени задание схоже со случаями, встречающимся в повседневной жизни. Таким образом, мы попытались в нашем измерении учесть достаточное количество деталей, чтобы обеспечить респондентам реалистическую картину ситуации. Однако мы в первую очередь полагались на письменный формат представления этой информации, а не на имитации мотивов практического плана, за исключением задачи, определяющей приобретение неявных знаний, связанных с продажами (Sternberg et al., 1993).
В качестве условия мы избрали большой охват сфер деятельности, ценных в создании имитационных тестов меньшей точности. Однако в дальнейшем тестировании мы обратились к оценке, связанной с действиями, применяемыми в решении задач, и к имитации высокой точности.
Метод оценки неявных знаний более тесно связан с тестами на оценку ситуации (STs). Мы представляем описание ситуаций, в основе которых часто лежат действительные случаи, с которыми сталкивались определенные должностные лица, и в качестве ответных опций предлагаем несколько возможных вариантов. Их число варьируется от 5 до 20.
Опрашиваемых просят оценить качество или правильность каждого ответа относительно проблемы, представленной в ситуации, по шкале Ликерта (Likert Scale).
Вот гипотетический пример. Помощник администратора обнаруживает фактическую ошибку в служебной записке, написанной его боссом. Однако эта записка должна быть немедленно отправлена по назначению.
Начальник в данный момент находится на закрытом совещании. Респондента просят оценить несколько вариантов возможных действий для решения этой проблемы (обычно по шкале, где 1 соответствует самой низкой оценке, а 9 самой высокой). Примеры возможных действий предполагают возможность прервать закрытое совещание и показать ошибку начальнику, самому ее исправить и немедленно отправить служебную записку, исправить ошибку, но все же не отправлять служебную записку до тех пор, пока помощник не проконсультируется со своим начальником.
Для оценки неявных знаний индивида в конкретной области используется набор рейтингов, полученных им по всем тестам. Как и в случае с применением тестов на оценку ситуации (STs), результаты оценки часто зависят от мнения экспертов в данной сфере. В основном эти тесты на неявные знания оцениваются одним из трех способов: по степени корреляции ответов респондентов со средним индексом различных групп (т. е. групп экспертов, специалистов среднего уровня
20