Что такое практический интеллект?


Что такое практический интеллект?
Чтобы эффективно справляться с повседневными задачами в школе, на работе или в игре, требуется практическое мышление. В повседневной жизни может быть востребован интеллект в привычном его понимании, но прежде всего необходим практический интеллект. Это способность адаптироваться к повседневным условиям существования, формировать их и делать выбор условий, оптимальных для индивида. Практическое мышление, подобно большинству способностей, может быть рассмотрено как форма развивающейся компетентности (Sternberg, 1998a). Индивидов с развитыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для преуспевания в определенной области, обычно характеризуют как специалистов.

Следовательно, понимание опыта и особенностей его приобретения обусловливает способ постижения практического интеллекта.
Переходя к его характеристике как формы развития способностей и навыков, начнем с того, что существуют два различных взгляда на особенности интеллекта.
Концепции интеллекта
Привычное представление об интеллекте это восприятие его как относительно стабильного признака личности, развивающейся при взаимодействии наследственности и окружающей среды (Sternberg Grigorenko, 1997b). Традиционные тесты на мышление и способности измеряют достижения индивидов, которые имели место за несколько лет до момента тестирования (Anastasi Urbina, 1997). Тесты на словарный запас, на понимание прочитанного, на словесные аналогии, на решение арифметических задач и подобные им лишь отчасти являются тестами на достижения.

Даже в тестах на абстрактное рассуждение используются геометрические символы, которым обучают в западных школах (Laboratory of Comparative Human Cognition, 1982).
Альтернативный взгляд заключается в том, что интеллект воспринимается как развивающиеся способности, а тесты на интеллект как измерение их ограниченного аспекта (Sternberg, 1998a, in press b). Приобретаемый опыт определяется здесь как продолжающийся процесс обретения и обобщения навыков, необходимых для достижения высокого уровня мастерства в одной и более сфер жизнеде-
Концепции компетентности
ятельности. Мы убеждены, что проблема относительно традиционной модели состоит не в том, что, согласно ей, утверждается соотношение между тестами на способности и иными формами достижений, но в том, что предлагается причинная связь, посредством чего тесты отражают конструкт, так или иначе являющийся причиной дальнейшего успеха. Исходя из признания роли приобретаемого опыта никоим образом нельзя исключить вклад генетических факторов (как источника индивидуальных различий) в способность развить определенное число способностей. Многие человеческие свойства, включая интеллект, отражают влияние и взаимодействие генетических факторов и факторов окружающей среды.

Однако роль генов в интеллекте индивида не может быть измерена или оценена непосредственно; вернее, измеряется лишь то, что явно выражено, а именно проявления приобретенных способностей.
Согласно этой точке зрения, измерение интеллекта должно быть соотносимо с дальнейшими достижениями, потому что и в том в другом случае необходим разного рода приобретаемый опыт. Например, для выполнения тестов на интеллект и коэффициенты успеха, как правило, необходимо то, что Стернберг (Sternberg, 1985а) определял в качестве метакомпонентов мышления: распознавание проблемы, определение проблемы, формулирование стратегии решения, представление информации, распределение ресурсов, контроль за решением проблемы и ее оценка. Эти навыки развиваются в результате ковариации и взаимодействия генов и окружающей среды.

Если мы рассматриваем эти навыки как отражающие уровень интеллекта, тогда мы должны признать, что интеллект, о котором мы говорим, форма приобретаемого опыта.
Представленная здесь позиция объединяет изучение интеллекта и способностей (Sternberg, 1990a, 1994a, in press b) с исследованием компетентности (Chi, Glaser Farr, 1988; Ericsson, 1996; Ericsson Smith; 1991; Hoffman, 1992). Рассматриваемые как различные, эти аспекты здесь рассматриваются как связанные с одними и теми же психологическими механизмами. Ниже мы сделаем краткий обзор теорий компетентности.



Затем обсудим, как благодаря им можно понять роль практического интеллекта в повседневной жизни.
Концепции компетентности
Исследователи создали множество различных концепций компетентности (Stern-berg, 1994а, 1995а). Одна из них основана на знании и определяет специалиста как человека, которому многое известно в той или иной области его деятельности. Кажется вполне очевидным, что знание является необходимым условием компетентности: никто не захочет идти к врачу, юристу или психотерапевту, который недостаточно осведомлен в своей области.

Другая концепция заключается в том, что компетентность это не просто обладание знанием, но и возможность его гибкого применения.
Последнее зависит от аналитических, творческих и практических навыков (Sternberg, 1994a). Эксперту необходимо осмыслить проблему, поставленную перед ним. Врач анализирует симптомы и сам находит диагностические признаки различных заболеваний. Музыкант анализирует пьесы с точки зрения техники
4



Содержание раздела