Что ж, агрессия, направленная на близких, с точки зрения эволюции, явление положительное. Но что в ней хорошего в рамках отдельно взятой квартиры, служебного кабинета и школьной парты? Ровным счетом ничего!
С самого раннего детства нас учат подавлять свои агрессивные импульсы, справляться с раздражением и обидчивостью. Цели воспитателей понятны, но с агрессивным инстинктом ничего не поделаешь, он есть. Если не дать ему выйти наружу, он пойдет внутрь, а тут и
невроз не за горами, и самое время направиться к психотерапевту.
Впрочем, Лоренц, в отличие от Фрейда, был признан перворазрядным оптимистом! Что удалось установить исследователю? Он наблюдал за поведением рыб и пернатых, крыс и волков, овец и мартышек и всюду находил один и тот же механизм разрядки внутривидовой агрессии.
Всякий раз, когда в супружеской паре животных зарождается агрессия, происходит загадочное явление: супруги не понарошку наезжают друг на друга, но в самый ответственный, кульминационный момент один из них вдруг сливает всю свою агрессию на третье лицо, на кого-нибудь постороннего.
Этот феномен получил в науке название переориентация агрессии. Однако его можно использовать как во зло, так и во благо. Все вы хорошо знаете, что можно разозлиться на супруга, а потом отвесить подзатыльник ребенку - это переориентация агрессии.
Там зарядились, тут выстрелили. Не самый удачный вариант... Не больше перспектив и у стратегии переориентации агрессии на самих себя (этот феномен назвали аутоагрессией); в этом случае человек сначала себя ' ненавидит, потом подсознательно подвергает себя риску, а затем и вовсе теряет желание жить .
Но в природе все имеет свой смысл. Когда животное перекидывает свою агрессию на третье лицо, этим оно защищает лицо первое.
Нужно ли защищать супруга от действий отпрыска (если, конечно, сыночек не стал еще преступником-рецидивистом)? Вряд ли. Нужно ли защищать его от себя, от собственной персоны, путем устранения последней, например, с помощью добровольного ухода из жизни?
Не думаю, что это хорошая идея. Но разве его не от чего защищать? От бедности и болезней, от хандры и усталости, от страхов и скуки, собственных наших недостатков, в конце концов!
Вот они - третьи лица, на которых мы можем сливать что угодно, как угодно и в каких угодно количествах!
Мы недаром столько времени потратили на обсуждение вопроса о том, кто такие мы, а кто такие наши страхи, привычки, комплексы, роли и установки. Если у нас появляется агрессия, а это будет происходить, ведь законов природы никто не отменял (и внутривидовую агрессию с механизмом ее переориентации - тоже), нам надо найти для нее достойного адресата. И лучше этих наших составляющих на роль жертвы не найти. Мы должны беречь себя, но нам нет нужды беречь наши страхи, комплексы, роли, привычки.
Их вполне можно подставить. И поверьте, этот поступок будет по-настоящему благородным!
Заботиться о другом человеке - это не обязанность и не наказание, как мы обычно думаем, а большая удача, это способ спасти самих себя от разрушительной силы нашей собственной агрессивности!
Приоритет - это главное!
Что ж, нам остается определиться с главным приоритетом. Понять, что для нас важно. Сейчас, может быть, я буду говорить совершенно очевидные истины, но ценность их такова, что повторять их можно бесконечно.
Итак, у нас с вами одна жизнь. И мы должны решить, как мы собираемся ее прожить, точнее - прожить или проиграть? Если жить нам интереснее, чем играть, то дальше нужно запомнить главное - у нас есть радость (и это настоящий ориентир), у нас есть потребность в других людях (и это непреложная истина), у нас, наконец, есть наши поступки, т. е. то, что мы делаем.
Теперь необходимо все это собрать воедино.
Каждый день, каждый наш поступок - это еще один новый кирпичик в здании жизни. Зачем мы строим это здание? Чтобы радоваться и чтобы те, кто нам дорог, радовались. Поэтому допускать ошибки, а особенно - повторять ошибки и проявлять настойчивость в ошибках - это не дело.
Мы обрекаем себя на бесконечную перестройку и вместо того чтобы двигаться вперед, к заветной цели, постоянно возвращаемся к фундаменту - оплачиваем ошибки и рассчитываемся по долгам, а также накопившимся процентам.
Полезно и выгодно - слова куда более подходящие, хотя, возможно, нам они и кажутся стыдными. Но это иллюзия. В естественном эгоизме, о котором мы говорили еще в первой части книги, нет ничего зазорного и неправильного.
Но такие возможности он должен создавать сам, не боясь, что от него отвернутся или не захотят пойти навстречу. Такой страх только путает карты - ничего больше.
Если я понимаю, что несу полную ответственность за свою жизнь, что от моих действий зависит мое будущее, если, наконец, мне понятно, что является моим главным приоритетом (а это - радость), то бояться мне действительно нечего. И если я избавляюсь от этого своего греха, если я сброшу тень недоверия с самого себя, та мне не придется играть, а это освободит меня для жизни. А жизнь - это радость, потому что в ней все просто, в ней нет ничего лишнего, ничего избыточного, всему установлена мера, и эта мера всегда достаточна.
Итак, мне остается научить себя быть довольным тем, что у меня есть, и тогда жизнь будет благоволить к моей скромной персоне. Мне остается понять, что все и сразу - это утопия, а потому я не мучаюсь тем, чего у меня нет, но в полной мере наслаждаюсь тем, что у меня есть. И тогда мне дается еще, потому что таков закон жизни - он дает тому, кто просто делает свое дело, радуется другим, верит в себя и получает от всего этого удовольствие .
Вот, собственно, и весь фокус... И теперь у нас еще одна часть - чисто практическая: Золотые правила.
ИТОГИ ВТОРОЙ ЧАСТИ
Мы начали эту часть книги, посвященную ошибкам, с того, что признали их важность и полезность. Полезно знать, что ты можешь сделать ошибку, это приводит тебя в форму и дает тонус. Подумай о том, что ты можешь ошибиться, и в голове сразу возникнет естественная мобилизация твоих сил и возможностей, а нам это нужно, потому что перед нами цель - мы хотим прожить жизнь так, чтобы не жалко было ее прожить.
Еще мы выяснили несколько моментов...
Во-первых, мы разобрались в том, что такое ошибка. Любое действие имеет последствия, и эти последствия бывают двух видов - положительные или отрицательные. Если положительных больше, значит, мы поступили правильно.
Если же у наших действий преобладают отрицательные последствия, значит, мы совершили ошибку. Конечно, издержки есть всегда - у любого нашего решения и у любого поступка, но эти издержки входят в себестоимость нашей прибыли, а потому к ним нельзя относиться негативно. Без них не было бы и того результата, который мы получили.
Во-вторых, понятно, что мы не должны бояться ошибок, мы все равно будем их делать, но проблема возникает не с ошибкой, а с тем, что мы боимся (не хотим) признавать свои ошибки. В результате долги накапливаются, поскольку чем дальше в лес, тем, как известно, больше дров. Не наломать дров - наша задача.
В-третьих, бояться ошибки нужно, и это не парадокс, и данный пункт не противоречит предыдущему. Бояться нужно, чтобы быть начеку. Каждый день мы строим свою жизнь, и каждый Uаш поступок - это вклад в будущее.
И конечно, надо бояться, что этот вклад будет негативным. Соизмерять свой поступок с его последствиями - это естественная и нормальная практика, которой мы все должны обучиться, в противном случае это просто неэффективное ведение хозяйства.
В-четвертых, мы определили, что всякое наше действие, всякий наш поступок, да и мы сами - это результат действия огромного количества обстоятельств. В определенной мере все мы заложники обстоятельств, но проблема ведь не в том, что мы сделали, проблема в том, что мы делаем после того, как это сделано. Осуждать человека - значит не понимать тех обстоятельств (и внешних, и внутренних), которые определили этот его поступок. В действительности люди не делают ничего плохого просто ради того, чтобы поступить плохо, у них на это действие, видимо, есть достаточные основания.И если мы хотим как-то повлиять на эти основания, то нет смысла давить и обвинять, так мы только врагов себе наживем, но влиять на обстоятельства поступка данного человека - это мы можем и это не возбраняется.
С другой стороны, требовать понимания со стороны окружающих - значит ждать, что они будут знать все наши обстоятельства, что невозможно, а потому бессмысленно и вредно.
В-пятых, мы выяснили, что во многом наши проблемы связаны с недоверием себе, а это недоверие проистекает из того, что мы пытаемся быть хорошими вместо того, чтобы быть хорошими. Поскольку главный критерий - это радость, и это же, как оказывается, наша основная потребность, удовлетворение которой сулит нам прирост личного счастья, этим и нужно заняться. Где будем искать?
В радости других людей - иного не дано, и в том закон природы: радость другого - это наша радость, а потому вызывать эту радость может только настоящий, подлинный эгоист (т. е. в том понимании этого слова, в каком мы его здесь и используем).
Часть третья:
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА
(или как сделать свою жизнь прибыльным предприятием)
Теперь нам осталось ответить на вопрос, вынесенный в подзаголовок этой книги, - как быть полезными себе и другим. В самом сжатом виде ответ представляется таким: надо уметь быть эгоистом, и обязательно правильным эгоистом. Почему? Это явствует из двух предыдущих частей книги - мы все делаем для себя, но наше счастье в других, поэтому делать для них - это не то чтобы наш долг, это наша священная обязанность перед самими собой. Но, наверное, необходимы какие-то конкретные рекомендации?
Что ж, изучим четыре правила - достатка, запроса, времени и решения. Я назвал их золотыми, назвал бы и платиновыми, но суть дела от этого не меняется: быть полезными себе и другим - это не искусство, это норма счастливой жизни.