ПРАВДА В ЛИЦО
(или очищающее покаяние)
Есть ли нам в чем каяться? Если мы не чувствуем себя счастливыми - это наша вина, причем перед самими собой. Так что мы находимся перед собой в неоплатном долгу, а потому каяться нам есть в чем.
И, кстати, не нам одним, поскольку вокруг не так уж много счастливых, отзывчивых и жизнерадостных людей. Но все по порядку...
У обезьяны забыли спросить!
В психологии есть фантазерство (имена таких фантастов мы называть не будем), есть дилетантство (сим грешат многие из нас), а есть данные реальных научных экспериментов. Причем изучение наших братьев меньших с психологической точки зрения не менее показательно, чем и изучение человека. Так что обратимся к экспериментам, которые были поставлены на ближайших наших родственниках по эволюционной линии - на обезьянах.
Представьте себе такую картину. Милую шимпанзе посадили в клетку, а напротив поставили два ящика. В один из ящиков на глазах у шимпанзе клали банан, а другой оставляли пустым. Дальше в процессе эксперимента к ящикам подходил человек и открывал тот ящик, на который ему показывала обезьяна.
Если в нем был банан, то этот человек благородно отдавал его мартышке, если же она показывала на пустой ящик, то, соответственно, оставалась без банана.
Обезьяны, участвовавшие в этом эксперименте, очень быстро сообразили, что им нужно показывать на правильный ящик, и натренировались показывать куда надо. Итак, заходит человек, обезьяна показывает ему на ящик с бананом, он его открывает и отдает ей банан. Дальше исследователи усложнили эксперимент: перед обезьянами стал появляться не один, а два человека.
Причем один хороший, а другой - плохой.
Хороший человек входил в вольер перед клеткой, шимпанзе показывала ему на правильный ящик, за что и получала банан. А вот с плохим человеком все было иначе: когда обезьяна показывала ему на ящик, где лежал банан, он доставал этот фрукт и тут же самолично его съедал на глазах у потрясенной обезьяньей публики.
Разумеется, обезьяны быстро смекнули, что к чему, и подстроились. Когда появлялся хороший, обезьяны показывали на тот ящик, где лежит банан. Когда появлялся плохой, обезьяны делали вид, что, мол, они вообще не в курсе: О каком банане речь?
Не знаем мы никакого банана! Иными словами, начиналась борьба за банан.
Но все это пока не так интересно, интересное дальше! В эксперименте участвовало восемь обезьян, и одна из этих восьми оказалась вопиюще человекоподобной обезьяной! Ее поведение в ситуации эксперимента значительно отличалось от поведения собратьев.
Когда входил хороший человек, она, как и остальные шимпанзе, показывала на правильный ящик. Но когда появлялся плохой человек, она не демонстрировала пассивного нейтралитета подобно своим сородичам. Она опять-таки показывала на ящик, но на тот, где не было банана!
Теперь сделаем небольшую паузу и попытаемся осмыслить вышеизложенное. Совершенно очевидно, что все животные, принимавшие участие в эксперименте, совершали те или иные действия не из альтруистических, а из эгоистических соображений. Но самая сообразительная из обезьян достигла высшей степени эгоизма - она не только все делала для себя, но и в ущерб третьему лицу.
Причем сознательно!
Мартышка, едва только бзаведясь какими-то самыми никчемными зачатками сознания, первым делом научилась обманывать. И это вовсе не тот же обман, на который инстинктивно и бездумно идут какие-нибудь змеи, в охотничьих целях притворяясь мертвыми, или птицы, изображающие травму крыла, чтобы отвести хищника от гнезда со своим потомством. Ложь, обман, хитрость - вот для каких целей стали использоваться интеллектуальные способности, обусловленные увеличением головного мозга приматов.
Конечно, здесь пока еще все очень примитивно, незамысловато, но ничего - дальше будет больше.
Эгоизм - как борьба за себя, за свое благо, свои интересы - это свойство живого. В этом эгоизме, в этом проявлении инстинкта самосохранения нет ничего предосудительного и зазорного. Если зверь не будет бороться за свое личное выживание, за свою краюшку и шкурку,
Вообще в жизни все так: сначала мы принимаем то, что нельзя отринуть, а потом думаем, как это довести до ума, до такого состояния, чтобы это нас устраивало.
Дальше эволюция шла именно по этому пути - мы искали способы, варианты, с тем чтобы использовать наш психический аппарат, наши возможности, наши знания для одной-единственной цели - обеспечить себе более качественное, лучшее существование. И это естественно, ведь наш мозг, наша психика, отличающаяся от животной по сложности и объему, выполняет ту же роль, что и любое другое эволюционное приспособление во всем живом мире.
У крота должны быть лапы с большими когтями, чтобы хорошо копать свои норы, при этом он подслеповат, но это для него значения не имеет. Животные, живущие в воде, должны иметь вытянутые формы, подобие ласт или плавников - для выживания. Так же и крылья у птиц - не баловства ради, и теплая шерсть не для кокетства.
А вот теперь сравните человека и любого зверя. Каковы его шансы на выживание? Мы слабосильные, голые, неловкие, когти - ни к черту, про зубы лучше и вовсе не вспоминать...
Но чем компенсированы эти столь очевидные недостатки и слабости? Необычайно развитой психической функцией психического аппарата. Именно это помогло нам стать царями природы. Я не буду говорить, тупиковая мы ветвь эволюции иSи нет, но всех животных мы действительно вытеснили с первого ряда - истребляем их целыми видами, лишаем территории обитания.
Мы супер-мега-зверь - таково наше место в эволюционной цепи. И всего этого мы добились посредством одного только психического аппарата.
Что ж, теперь самое время вернуться к описанному эксперименту. Давайте задумаемся: первое, что сделал психический аппарат после того, как усложнился до обезьяньего уровня, - он начал обманывать. И, разумеется, в своих интересах! Но если у любого эволюционного приспособления - плавника, крыла, лапы - есть некий предел, возможности не безграничны, то вот у нашего мозга - потенциал действительно выдающийся. А как он используется?
Право, нельзя не признать - эгоизма в нас бездна, но и еще кое-что есть...
А вы поинтересуйтесь у ребенка!
Недавно ко мне на прием пришла мама маленькой, годовалой еще девочки. Ребенком своим она не нарадуется - растет, что-то себе лепечет, ходит уже понемножку! Однако появились у мамы -опасения: Маленькая еще, а такая хитрая, жадная!
Что ж из нее вырастет?! Забавно, правда? Сердобольную мамашу можно успокоить - учитывая ее тревогу по поводу будущих личностных качеств своей дочери, можно быть уверенным, что девочка вырастет хорошим человеком.
Теперь мне, наверное, надлежит пояснить этот слегка ироничный тон.
Во-первых, ребенок этот, как, впрочем, и любой другой, не хитрый и не жадный, а сообразительный и живучий. Просто пока он еще ничего не соображает, и потому не знает, что свои интересы нужно маскировать и прикрывать всяческими благовидными предлогами. Одно ему понятно четко - за себя нужно бороться, свои интересы нужно отстаивать.
И сейчас он честен - не скрывает того, чего хочет, не пытается оправдаться и что-то путано объяснять.
Во-вторых, поскольку всякий ребенок хочет быть любимым своими родителями (это входит в круг его желаний и интересов чисто биологически), он, по мере своего взросления, будет пытаться соответствовать их ожиданиям. Ведь в противном случае на благосклонность родителей ему рассчитывать не придется. Тут же мама ждет от своей девочки, чтобы она была добра, честна и бескорыстна.
Изменится ли от этих маминых ожиданий ее биология? Вряд ли. Но зато девочка, желая получить то, что ей нужно (а именно - любовь своей мамы), будет имитировать все недостающие ей качества.
И, наконец, в-третьих. Встает вопрос: что же получается, девочка, значит, начнет обманывать свою бедную маму, выдавать желаемое за действительное? Если вы помните свое раннее детство, то хорошо знаете: для того чтобы получить любовь своих родителей, мы их обманывали.
Нам приходилось тщательно скрывать свою, как им казалось, корысть. На самом же деле мы вовсе не были корыстны, а просто отстаивали свои интересы: и чтобы было у нас то, что мы хотим, и чтобы наши родители нас любили.
В прочем, не все так страшно и плачевно. Ведь по мере взросления ребенка он еще будет выстраиваться как личность - у него сформируется мировоззрение, представление о себе и о мире, в котором он живет. Для всего этого, понятное дело, нужны слова, названия, зачастую даже целые теории и концепции.
И, конечно, все это ребенок не сам придумывает, а впитывает из окружающей среды, заучивает и репетирует по готовым калькам.