Философ — искатель мудрости, а мудрец — обладатель мудрости. Различают несколько возрастов: паспортный, или астрономический; физический, или биологический (как выглядит человек и что может); психический, или душевный (о чем чаще человек думает, о будущем или о прошлом); а также духовный (как он воспринимает новое).
Все возрасты, конечно, связаны. Вы же знаете, есть и юноши — душевные старики, им ничего не надо, они всем недовольны, а есть замечательные молодые душой старики — никакого маразма, ясный ум, оптимизм, юмор.
С такими легко общаться, им приятно говорить практически любые комплименты, они и сами пошутят и скажут комплимент не хуже молодого.
Старики легко внушаемы — вот и внушайте им то, что им полезно. У стариков угасает здоровье, а вы ненавязчиво внушайте: что у них хорошее здоровье, что они бодрые, что у них ясная память, хорошее настроение...
Старики обидчивы, поэтому с ними надо говорить очень деликатно. Чтобы лечить стариков комплиментами, чтобы комплименты были умными и уместными, надо хорошо знать особенности этого возраста, поэтому приведу выдержки из книги P.M.
Грановской Элементы практической психологии о психологических особенностях преклонного возраста.
Отметим характерные особенности старости — большой жизненный и профессиональный опыт, взвешенность решений, рассудительность, экономия энергии, уступчивость, повышение тревожности, расчетливое маневрирование, возрастное падение квалификации, быстро развивающееся физическое утомление, ухудшение слуха и зрения, раздельное с детьми проживание, потеря близких людей, ухудшение здоровья, страх смерти, тревожность, мнительность, ворчливость, переоценка прошлого.
Период жизни после выхода на пенсию не гак уж мал — примерно 16 лет у мужчин и 24 года г женщин вполне сопоставимый с периодом молодости и продолжительностью трудовой деятельности, вполне можно переучиться на фугую специальность. Главное, не махнуть на себя рукой.
Особенно низкую оценку своего здоровья, физического и душевного, давали неработающие пенсионеры, в одночасье ушедшие из активной деятельности, поэтому их надо особенно подбодрить комплиментом, подтолкнуть к творческой деятельности, к постановке новых целей, увлекательных планов, подчеркнуть личную значимость старика, его общественную полезность.
Отсутствие будущего быстро разрушает человека.
Старики очень чувствительны к проявлениям внимания и заботы, к теплому слову. Особенно нуждаются в общении, внимании и снисходительности пожилые люди, отошедшие от дел, потерявшие родных, одинокие.
Внимательное отношение к старикам, юмор, комплименты помогут предотвратить их преждевременное старение.
Осознание старческих изменений — уже путь к их преодолению.
Отметим удивительных стариков: Тициан писал до 99 лет, и как писал! Акробат Джонсон в 100-летнем возрасте ходил на руках.
Чокиа Залиханов в возрасте 115 лет участвовал в восхождении на Эльбрус.
Примеры комплиментов мужчинам
Делать комплименты мужчинам не принято. Если и делают, то обычно их сопровождают легкой иронией или невинной шуткой. У мужчин чаще хвалят профессиональные и волевые качества:
Кроме профессиональных качеств можно валить три великих мужских качества: разумность, деятельность и отвагу. Пожилому человеку безопаснее делать комплименты, он вне подозрений и его комплименты ни к чему не обязывают.
О том, как почитали стариков в Спарте, рассказывает следующая история.
Наконец он дошел до скамьи, где сидели спартанские юноши, — все как один вскочили перед ним, уступая место.
Стадион разразился рукоплесканиями. Старик воскликнул: Все греки знают, что такое хорошо, но только спартанцы умеют поступать хорошо.
А кто-то сказал: Только в Спарте стоит жить до старости.
В заключение успокоим мужчин следующей сентенцией: Настоящий мужчина всегда добьется того, чего хочет женщина.
Комплименты детям
Кратко о психологии детей. Жизнь человека начинается не с рождения, а с момента зачатия. С четвертой недели ребенок уже может чувствовать любовь своей мамы, радоваться, пугаться, слышать звуки.
К двенадцати неделям, все органы и системы ребенка окончательно формируются и начинается их развитие. Он чутко реагирует на настроение матери, гримасничает, сжимает кулачки, засыпает и просыпается вместе с матерью.
В этот период, как никогда, матери и ребенку нужна забота, любовь и теплые слова.
В самом нежном возрасте (0 — 2 года) ребенок познает мир благодаря действиям (период интенсивных проб и ошибок), ребенок все хватает, тянет в рот, сосет, рассматривает. В этом
возрасте надо поощрять его активные движения. Ребенку присуща безусловная радость жизни и счастье познавать мир.
Вот и надо оказать, что мир его принимает и тоже счастлив его видеть, поэтому улыбайтесь и говори ему нежные слова.
Есть любопытное объяснение, почему дети веселы — он живут не прошлым и не будущим (еще малы), они живут настоящим, здесь и сейчас. Подростки радостны этому, что понимают — у них все впереди.
Затем ребенок познает мир в образах, в звукаx (внешняя речь, проговаривание), а позже развивается абстрактное мышление (например, I6T в уме) и далее по пословице: Сын-то мой, а ум-то свой.
Есть много способов влиять на поведение детей: объяснить, показать, научить, запретить, наказать, а можно похвалить за хорошее поведение.
В настоящее время модно говорить о том, что детей лучше перехвалить, чем ругать за каждую провинность и ошибку. Действительно, похвала — это одобрение, а одобрение — оружие более сильное, чем ругань.
Поощрение окрыляет, а наказание подрезает крылья.
Но без запретов и наказаний воспитание тоже невозможно, надо умело пользоваться и поощрением и наказанием.
Комплименты детям — это награды за будущие успехи. Есть такой простой закон: похвала. всем нравится!
Малыши не в состоянии определить, какое поведение является разумным, но похвалу они понимают и легко свяжут ее с желательным поведением.
Что хвалить у детей?
Замечать и хвалить надо любой успех, любую победу ребенка над собой, любое доброе дело. Если вы решили что-то объяснить детям, то свои объяснения можете подкрепить обещанием награды или наказания. Я думаю, есть смысл соблюдать принцип: пряник прежде всего.
Наградами не обязательно должны быть сладости или деньги, это могут быть дополнительные знаки внимания или словесные поощрения, похвалы и комплименты. Такого рода награды не должны работать по Дурову: за правильно выполненный приказ — конфетка, а как подкрепление той основной мысли, что ребенка любят, что он заслуживает любви, что он значителен.
Это сохраняет душевное спокойствие детей, стимулирует послушание и повышает их самооценку.
Наверное, самое важное — показать похвалой, что вы оценили конкретные усилия ребенка, твердо верите, что и дальше он будет хорошим, а отсюда ребенок делает для себя важный вывод, что он и сам хорош. Но особого внимания требуют неуверенные в себе дети, закомплексованные.
Бывает, новичок в группе детского сада первую неделю сидит под столом и ждет маму.
Надо лаской, добрым обнадеживающим словом вырвать его из тех пределов представлений об окружающем мире и о собственных возможностях, которыми он ограничил себя.