В период преобразований экономической жизни России возникает множество проблем потребительского рынка, требующих теоретического обоснования и глубокого изучения. Сложность их решения заключается в том, что по ряду важных теоретических положений развития потребительского ранка товаров и услуг отечественные исследования только начинаются, а зарубежный опыт недостаточно изучен и требует специального изучения.
Необходимость изучения функционирования и регулирования потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям, что в свою очередь требует глубокого анализа составляющих и закономерностей формирования потребительских рынков.
Основные разработки в этой сфере начали появляться нашей стране в конце восьмидесятых – начале девяностых годов. Современный подход характеризуется изучением всей системы в целом, а также рассмотрением отдельных компонентов: товарных бирж, розничной торговли, оптовой торговли и маркетинговых систем.
В современных условиях проблемы рынка необходимо изучать с позиции не только макро- и микроэкономики, но и пространственной стратегии и региональной политики. Это особенно важно в условиях Российской Федерации, с ее значительными внутрирегиональными различиями, которые влияют на формы проявления общих закономерностей развития рынка и процессы межрегиональных экономических связей.
Часть I. Товарные биржи.
Глава 1. Сущность и предназначение товарных бирж.
Эффективная деятельность производства невозможна без существования адекватной ему сферы обращения. Одной из основных частей сферы обращения рыночной экономики являются товарные биржи. Они способствуют обеспечению непрерывности процесса расширения производства и ускорению кругооборота общественного продукта. Сокращение времени обращения товаров повышает эффективность использования основных фондов, трудовых ресурсов, уменьшению потребности в оборотных средствах, банковском кредите и тем самым позволяет увеличить ресурсы, направленные в другие отрасли народного хозяйства. Товарная биржа по своему статусу представляет собой общественную организацию, которая не ставит своей целью получение прибыли.
Это союз предпринимателей и торговцев, создаваемый в целях образования благоприятных условий для коммерческой деятельности.
Товарные биржи осуществляют куплю и продажу не товаров как таковых, а контрактов на их поставку. На них продаются контракты не только на стандартные виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию. Свободная купля и продажа контрактов - это когда покупатель волен выбирать продавца, а продавец - покупателя.
На товарных биржах выявляются базисные рыночные цены, которые формируются под влиянием реального соотношения спроса и предложения.
Применительно к условиям российской экономики, в состав основных функций товарной биржи, кроме предоставления места торговли, организации биржевого торга и установления правил, должны входить такие функции, как разработка стандартов на реализуемую через биржу продукцию, а также пакета типовых контрактов по сделкам купли продажи, котировкам цен, урегулирование (арбитраж) возникающих споров и информационная деятельность.
Биржа является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основе лицензии на право биржевой деятельности, полного хозяйственного расчета, самофинансирования, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке. Она является самоуправляемой организацией и имеет фирменное наименование (в том числе сокращенное), в котором должны быть указаны вид биржи и предмет ее деятельности, отличающий данную биржу от других.
Основными задачами и функции биржи являются:
Члены биржи освобождаются от всех общих сборов, взимаемых биржей с участников биржевых торгов.
Решение о прекращении членства в бирже принимается общм собранием учредителей и членов биржи. Членство в бирже может быть приостановлено биржевым комитетом до решения общего собрания.
Члены биржи обязаны выполнять требования биржевых правил, устанавливаемых данной биржей, решения биржевого комитета, а также решения, принятые установленным в законодательстве порядке органом, осуществляющим общее руководство биржевой торговлей и регулирующим деятельность бирж в народном хозяйстве.
Членство в бирже не ограничивает предприятия в осуществлении внебиржевых сделок.
Основными чертами, характеризующими классификацию товарных бирж, являются:
Исходя из вышеизложенного, в мире функционируют различные товарные биржи, которые классифицируются по следующим признакам: характеру деятельности, т.е. по назначению; по масштабу действия; по степени участия посетителей в биржевых торгах; по характеру биржевых операций.
По характеру деятельности товарные биржи подразделяются на специализированные и универсальные.
Товарные биржи, специализирующиеся на определенных видах реального товара, называются специализированными. Например, в Нью-Йорке действуют узкоспециализированные товарные биржи: кофе, сахара, какао, хлопка, цитрусовых, нефти, металла. Биржи в Миннеаполисе и Канзас-Сити специализируются на зерновых культурах, главным образом пшенице. В нашей стране действуют биржи стройматериалов, леса.
Есть биржи металлов и других видов реального товара. Их работа должна строиться с учетом требований рынка средств производства по обеспечению товарами потребителей.