(Что вы можете потерять или что может пойти не так, если вы получите то, чего хотите?)
Получить то, чего я хочу, будет означать для меня__________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что плохого для вас или других людей в том, что вы получите то, чего хотите?)
Из-за того, что_________________________________________________________________
_______________________________________________________все остается по-прежнему.
(Что мешает ситуации измениться?)
Если я получу то, чего хочу, то_______________________________
(Какие проблемы может вызвать то, что вы добьетесь того, чего хотите?) Ситуация никогда не изменится, потому что________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Какие ограничения или препятствия удерживают ситуацию е нынешнем состоянии?)
Я не могу получить то, чего хочу, потому что______________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что мешает вам получить то, чего вы хотите?)
Невозможно получить то, чего я хочу, потому что___________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что делает для вас невозможным получить то, чего вы хотите?)
Я не способен получить то, чего хочу, поскольку____________________________________
_____________________________________________________________________________
(Какой личностный недостаток мешает вам получить желаемый результат?)
Лучше уже не будет, потому что__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Что будет всегда мешать вам добиться успеха?)
Ребенок будет готов поверить в то, что действительно способен удержаться на велосипеде.
Реплика со стороны родителей может быть и такой: Помнишь, как твой брат все время падал, когда учился кататься на велосипеде? А теперь он ездит легко и с удовольствием. Для того чтобы научиться, сначала приходится падать. В этом случае противоположный пример создан путем объединения, расширения фрейма с указанием на достижения других.
Таким способом можно укрепить уверенность ребенка (или ожидание результата) относительно того, что можно научиться кататься на велосипеде, даже если ты все время падаешь с него. Ребенок будет готов усомниться в том, что падение в конечном итоге означает неспособность научиться.
Оба противоположных примера помогают переместить ограничивающее обобщение Я никогда не научусь кататься на велосипеде, потому что все время падаю с него из фрейма ошибки во фрейм обратной связи.
ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ УБЕЖДЕНИЙ
Изменение убеждений естественным путем
Задача всех паттернов Фокусов языка, которые мы рассматривали до сих пор, — сделать нас более восприимчивыми к вере в собственные цели, ценности, возможности и в самих себя. Они также могут помочь провести рефрейминг негативных обобщений, подвергнуть сомнению ограничивающие оценочные суждения и высказывания. Паттерны Фокусов языка представляют собой простые, но эффективные вербальные структуры, которые помогают нам создавать новые, расширяющие наши возможности убеждения и изменять убеждения, ограничивающие нас.
Они являются действенными инструментами изменения убеждений в общении.
Людям свойственно думать, что процесс изменения убеждений — дело сложное и трудоемкое, сопровождающееся конфликтами и борьбой. Тем не менее факт остается фактом: на протяжении жизни каждый из нас самым естественным и спонтанным образом создает и отметает за ненадобностью сотни, если не тысячи убеждений. Вероятно, трудность заключается в том, что при попытке сознательно изменить свои убеждения мы их подавляем, не одобряем, критикуем, тем самым нарушая естественный цикл изменения убеждений.
В то же время, если принять во внимание этот цикл и подстроиться под него процесс изменения убеждений может пройти на удивление легко и просто.
Я потратил немало времени на изучение и моделирование естественного процесса изменения убеждений. В течение последних двадцати лет я работал с множеством людей, как индивидуально, так и на семинарах, и был свидетелем порой невероятных последствий того, как люди избавлялись от прежних, ограничивающих убеждений и приобретали новые, расширяющие их возможности. Этот переход нередко оказывается одновременно стремительным и плавным.
Видел я и как мои дети (на момент написания этой книги одному из них исполнилось 8, другому — 10 лет) за свою недолгую жизнь изменили множество потенциально ограничивающих убеждений и создали множество обогащающих. Вероятно, важнее всего то, что они сделали это, не прибегая к помощи психотерапии или лекарственных средств (несмотря на то, что паттерны Фокусов языка и помощь ментора нередко оказываются весьма полезными). Ограничивавшие их убеждения касались самых разнообразных предметов и занятий. В числе этих убеждений были следующие: