И теперь, когда твои глаза закрылись... вокруг тебя становится все темнее и тише... и даже мой голос доносится приглушенно,., как бы сквозь вату... (Ведущий говорит медленнее и тише). В голове появляется легкий туман... который постепенно сгущается... и тогда окружающий мир куда-то уходит... и тебе все больше хочется спать... спать... (шепотом) спать... Ты расслабляешься... и успокаиваешься... и отдыхаешь. .. И ты успеешь осознать, что ты отдохнула... или поспала... когда ты вновь услышишь, как я обращаюсь к аудитории. .. и тебе захочется вернуться к состоянию бодрствования. .. с чувством прилива сил... потому что тебе будет интересно.. . продолжать учиться.
Итак, отдыхай... еще несколько секунд... или две минуты... и возвращайся...
(Обращаясь к аудитории). И еще одно примечание по поводу вашей речи - интонация становится другой. Обычно ее называют внушающей, но для себя я ее обозначаю, как агрессивную. (Иветта открывает глаза, ведущий обращается к Иветте).
Молодец, действительно вернись сюда, перейди на свое место и задействуй якорь для бодрствования! (Ведущий вновь обращается ко всей аудитории). Итак, вы беседуете с пациентом мягко, вкрадчиво, эмпатично и вдруг начинаете говорить напряженно, как бы агрессивно... То есть это в другом контексте воспринималось бы как агрессия, а в этом контексте воспринимается как внушение, как внушающая интонация.
Иветта: Мне в начале сеанса не хотелось закрывать глаза.
: И это естественно - на прямой приказ мы получаем прямое противодействие, и тогда приходится проговаривать приказ более громко, усиливать внушающую интонацию. Особенно это проявляется в техниках молниеносного гипноза, там вы просто начинаете кричать: “Встать прямо! Смотреть мне в глаза! Вы чувствуете сонливость!
Вы уже падаете! Сейчас вы упадете в кресло и будете спать!!!” И тех, кто упал или хотя бы сделал такое падающее движение, мы оставляем для демонстрации чудес. Если это понимаешь, то становится понятным и замечание Гриндера и Бэндлера о том, что эстрадные гипнотизеры отметают всех людей, хорошо поддающихся гипнозу, и оставляют себе просто послушных.
Хорошо, у нас осталось воздействие на слуховой анализатор. Каким способом мы можем вызвать утомление, усталость слухового канала восприятия? Разумеется, через продолжительную речь. В терминах эриксонианского гипноза мы назвали бы это трансом на чувстве скуки. Очень удобным приемом здесь является счет, процедура достаточно монотонная и утомительная.
Можно использовать звук метронома или гудение индуктора, но речь удобнее.
Попробуйте погрузиться в гипнотическое состояние, слушая то, что я буду говорить. Для этого нужно только слушать меня, сосредоточиться на моих словах, моем голосе... Я предлагаю вам перейти в состояние, подобное сну... и тогда мое влияние на вас серьезно усилится... Сейчас я начну
считать... и с каждым моим словом вы будете все более и более спокойными... и в какой-то момент вам захочется уснуть... или задремать... Может быть, это произойдет тогда, когда я досчитаю до двадцати... или это произойдет раньше...
Я начинаю счет до двадцати... и вы внимательно слушаете мой голос... продолжая думать только об отдыхе и покое. .. Один... Ваше дыхание становится медленным и спокойным. .. Именно такое дыхание бывает у вас тогда, когда вы собираетесь уснуть... Два... Три... Сердце бьется ровно, спокойно... ритмично, уверенно...
Четыре... Вы уже готовы соглашаться с тем, что я говорю... Потому что я говорю только о том, как приятно вам расслабление... и приятно чувствовать сонливость.
Шесть... И почему бы вам не уснуть прямо сейчас... или вы можете дождаться окончания счета...
Семь... Девять... Уже сейчас ваше тело становится тяжелым и расслабленным... Очень хорошо расслаблены мышцы лица... Веки становятся тяжелыми...
Хочется закрыть глаза... Одиннадцать... Приятно думать о том, как вам лень было бы пошевелиться... Десять...
Приятно думать о том, как расслаблены ваши ноги... какими они стали теплыми и тяжелыми... Приятно чувствовать лень и дремоту... Двенадцать. .. Еще чуть спокойнее... еще чуть тише и темнее становится вокруг вас... Четырнадцать...
Пятнадцать... Ваши веки настолько тяжелы, что глаза закрываются сами собой... Веки смыкаются плотно... как бы склеиваются...
Дремота, сон овладевают всем вашим телом, всеми вашими мыслями... Семнадцать... Шестнадцать...
Еще чуть спокойнее... еще чуть ленивее... еще внимательнее слушать мой голос... и расслабляться ... и засыпать...
Девятнадцать... Вы уже знаете, что скоро достигнете состояния лечебного сна... или сонливости... или дремоты... и это состояние может быть очень глубоким... или таким глубоким, каким вам захочется... Вы уже готовы следовать за моим голосом... когда я назову следующую цифру... и я ее называю... Двадцать...
Вы просто спокойны... или вы просто спите... или вы просто расслаблены...
Сердце бьется чуть быстрее... Мышцы тела готовы к сокращению... У вас появляется какая-то новая сила... Три!..
Откройте глаза, энергично потянитесь!
.. .Еще несколько примечаний по групповым сеансам. Первое: 10-15% населения имеют повышенную внушаемость - на таких людей вы ориентируетесь в начале сеанса, вы чаще на них смотрите, говорите для них. Затем они засыпают, и это индуцирует остальных.
Второе: я хочу обратить ваше внимание на то, что счет был с ошибками, были какие-то провалы, пропуски чисел... Этого можно было и не делать, в классическом гипнозе принято считать без ошибок, я опять сбиваюсь на эриксонианс-кие приемы; но счет с ошибками на людей внушаемых производит странное впечатление - человек начинает сомневаться не во мне, а в себе. Он приходит к выводу, что он уже уснул и пропустил какое-то число...
Олег: Меня это выводило из транса.
: Да, тебя это выводило, а кого-то это погружает. Хотя и с тобой этот прием, счет с ошибками, тоже будет работать. Я дам тебе инструкцию - следить за тем, правильно ли я считаю, следить постоянно и пристально, потому что иногда я буду ошибаться... Я начинаю считать, а ты пристально следи... Один, три, пять... два, восемь, одиннадцать... девять...
Олег сейчас занят, сосредоточен намоем голосе - что и требовалось.
Существуют некоторые почти типичные формулы для начала сеанса. Например: “Я приведу вас в состояние, подобно сну”. Или: “Подумайте о том, что вы устали и хотите спать”.
Или: “Сосредоточьтесь на мыслях об отдыхе и сне”. Часто используйте в речи сослагательное наклонение - говорите о многих вещах, что они “как бы происходят”. Все это способствует уменьшению сопротивления - получается так, что вы
вроде бы не приказываете, а вежливо приглашаете пациента принять роль гипнотика.
Вопрос из зала: Все-таки, повышенная внушаемость -это хорошо или плохо?
: То, что у вас голубые глаза - хорошо или плохо? Повышенная внушаемость точно так же не хороша и не плоха сама по себе, это одно из качеств человека, которые можно использовать - а можно не использовать.
Вопрос из зала: Но ведь быть внушаемым явно хуже?..
: Хуже для кого? Все зависит от контекста. Вот, например, алкоголики повышенно внушаемы - ну и что?
Хорошо, что вы легко погружаете пациента в транс и вызываете у него выраженное отвращение к спиртному. Плохо то, что после вашего сеанса алкоголик встречается с друзьями, и они столь же успешно внушают ему влечение к спиртному. И точно так же неполезные внушения, полученные от кого-то повышенно внушаемой личностью, будут перебиты полезными внушениями от других людей.
В контексте психотерапии повышенная внушаемость пациента - это все-таки подарок врачу. Сэкономив время на наведении транса любой глубины, вы можете потратить больше времени на собственно терапию, причем можно использовать более сложные техники терапии (например, изменение личностной истории). К тому же пациенты этой категории - ваша реклама, ваше поле чудес...
Был вопрос о превращении приемов определения внушаемости в приемы гипнотизации. Давайте, мы с Олегом продемонстрируем гипнотизацию на “маятнике Шевреля”. Маятник делается из подручных материалов - нитка и обручальное кольцо (ведущий делает импровизированный маятник и дает нитку в руки Олегу). Держи этот маятник так, чтобы мы все его видели, и самое главное, чтобы ты его хорошо видел...
Держи его на вытянутой руке перед глазами... ближе к глазам... Теперь начинай мысленно раскачивать маятник... Мысленно, не специально...
Мысленно раскачивать... Сейчас он плохо качается... но ты способен раскачать его усилием мысли... В дальнейшем я иногда буду говорить что-то тебе, а иногда - аудитории, и ты сможешь отличить, кому адресовано каждое мое сообщение (ведущий меняет интонацию
речи в соответствующих местах фразы, сочетая это с поворотом головы). Ты можешь раскачать маятник мысленно...
(Обращаясь к аудитории). Чего мы добились? Олег зафиксировал взгляд в одной точке, сидит в вынужденной позе и сосредоточен на идеомоторных движениях. Человек полностью подготовлен к погружению в транс - и это состояние вы уже умеете использовать.
Тем более, что маятник уже качается.
(Обращаясь к Олегу). Можно сказать о том, что это занятие утомительно... Ведь это утомляет, правда? (Рука Олега начинает опускаться).
Рука устала.
(Обращаясь к аудитории). Естественно, рука устает - и можно перейти к схеме, известной вам под названием “5-4-3-2-1”: это правда, и это правда, и это правда, и вот тебе внушение. И человек по инерции соглашается.
(Обращаясь к Олегу). Рутустала... Руке хочется опуститься и она медленно... постепенно опускается...
(Обращаясь к аудитории). И когда это движение руки вниз совпадает с моими словами - возникает подсознательное доверие, раппорт.
(Обращаясь к Олегу). Рука действительно устала... и ты можешь почувствовать усталость... в других мышцах... может быть, в мышцах ног... Или ты можешь почувствовать, как устали веки... Тебе ведь трудно смотреть на этот маятник... пристально, сосредоточенно... Представь себе, что это маятник часов... и перед твоими глазами идет время... и с каждой минутой ты все больше хочешь уснуть... или задремать... или отдохнуть а расслабиться...
И по мере того, как опускается рука, опускаются и веки... и глаза закрываются сами собой. И это так приятно... сделать глубокий вдох и выдох... и закрыть глаза... и позволить своей руке опуститься на бедро... и уснуть... если тебе уже хочется спать... спать... (шепотом) спать...
И когда ты позволяешь себе отдохнуть... расслабиться... и задремать... твой мозг получает доступ к особым ресурсам. .. запасам энергии, силы, внимания... И ты еще не знаешь... что через некоторое время... когда ты будешь продолжать отдыхать... или спать... ты будешь готов к лучшему усвоению материала... который ты планируешь усвоить... Отдохни...
Через несколько секунд ты вернешься к состоянию бодрствования... с удовольствием вернешься к нам... с чувством прилива сил... Ты сам выберешь момент возвращения.. . Возможно, ты решил, что уже пора открыть глаза... Возвращайся!
Вот так примерно это можно было сделать. Ничего принципиально трудного в классическом гипнозе нет, а знание приемов эриксонианского гипноза помогает и в классическом. Выбирайте то, что вам кажется более уместным с данным конкретным пациентом: пациент любит выполнять приказы - будьте директивным гипнотизером классического толка; пациент предпочитает, чтобы его уговаривали - забалтывайте его эриксонианскими приемами.