Хорошо. Теперь представьте себе, что в вашей приемной, в вашем офисе, вашем стационаре или вашем магазине звучит вот такая неопределенная, “медитативная” музыка (ведущий включает магнитофон). Вопрос - в каком состоянии к вам в кабинет будут заходить люди?..
Ответ из зала: В спокойном.
: В спокойном... Это только часть ответа, а самое существенное - они будут входить в подготовленном состоянии, которое вы в любой момент можете сделать трансо-вым. Да, громкость “медитативной” музыки увеличивать не следует, и если вы перепоручаете музыкальную трансляцию звукооператору, то иногда проверяйте и корректируйте громкость.
Звукооператоры склонны устанавливать большую громкость, они все немного глуховаты от долгой работы (ведущий выключает магнитофон).
И продолжая сравнение разных типов музыки... Я бы предпочел пользоваться “медитативной” музыкой при работе с группой, и мелодичной музыкой при индивидуальных сеансах. Оценить действие семантики легче на одном пациенте, чем на группе.
Сергей: Ну, а если на сеансе мы столкнулись с отрицательной семантикой данной музыки, что делать?
: Поменять кассету. Или вообще выключить магнитофон. Или перейти на неопределенную музыку.
Сергей: Правильно ли я понял, что мелодичная музыка хороша для решения определенной проблемы, что она нацелена на проблему, в отличие от музыки хаотичной?
: Да. Но мне больше нравится слово “неопределенная” музыка, “медитативная” музыка, а не “хаотичная”. Хаотичная - это немного другое, это скорее диссонансная музыка... Однажды я наблюдал действие музыки в большом магазине.
Я как раз поднимался по лестнице на второй этаж, мне был виден весь первый этаж, и в этот момент по общей трансляционной сети магазина включили что-то очень быстрое, ритмичное и диссонансное... И в каждом отделе
магазина начались конфликты! Я остался на лестнице, чтобы досмотреть. Как только прекратилась музыка - прекратились конфликты.
Вопрос из зала: Мелодичная музыка лучше ведет за собой, чем “медитативная”?
: Безусловно. Тем более, если она хорошо вами подобрана.
Итак, еще раз некоторые общие соображения о работе под музыку. Если вы работаете с мелодичной музыкой, то выбирайте сравнительно малоизвестные произведения, лучше из репертуара классической, а не эстрадной музыки. Очень хорошо запомните ход мелодии и последовательность мелодий на кассете. Используйте хорошую аппаратуру, не делайте звук слишком громким.
Если вы работаете с мелодичной музыкой эстрадной категории, постарайтесь узнать у пациента что-нибудь насчет семантики мелодий; или хотя бы проводите калибровку во время сеанса. Если вы включили музыку и вам хорошо, а пациенту плохо, то приоритет все-таки следует отдать самочувствию пациента... хотя это и необязательно (смех в зале).
Все-таки хорошо, что появилась музыка, специально созданная для наведения транса (ведущий включает магнитофон, меняет интонацию и громкость речи). Правда, мне так и непонятно, почему эта музыка спонтанно способствует наступлению транса... Может быть, это то же самое, что сидеть и смотреть на пламя свечи... или на пламя костра... Почему люди так любят смотреть на пламя?..
Почему даже обезьяны любят смотреть на пламя?.. И медведи тоже любят смотреть на огонь... Считается, что медведи боятся костра - ничего подобного...
Что такое древнее заставляет нас концентрировать внимание на случайно меняющихся картинах... плывущих облаков... язычков пламени... бегущих волн... игры солнечных зайчиков на этих волнах?.. Может быть, прав был Милтон Эриксон, когда говорил, что у человека есть потребность в трансе?.. Интересно, есть ли у каждого из нас потребность в трансе?.. Можем ли мы осознать эту потребность прямо сейчас?..
И когда мы выбираем, осознавать нам потребность в трансе... или не осознавать... то выбираем ли мы осознание легкого транса... или более глубокого транса?.. И тот уровень транса, который мы достигаем... зачем он нам
нужен, если не для упорядочения внутреннего опыта... для систематизации того, что было только что получено?.. И я не знаю, правда ли то... что люди многому могут научиться... в состоянии транса... А если музыка сейчас звучит громче. .. означает ли это... (долгая пауза)... что ее можно сделать тише?..
Или выключить совсем - одновременно с возвращением к ясному сознанию. Хорошо, вы можете вернуться к бодрствованию, хотя это и не обязательно.
Да, еще один момент, связанный с семантикой. Мелодии прошлых лет способствуют наступлению возрастной регрессии без специальных указаний. Я в свое время записал на кассете мелодичные произведения для наведения и использования транса.
Часть из них вы уже прослушали, когда я говорил о связи мелодии и интонации, но там есть еще пара “изюминок”. Вот, например, мелодия для пробуждения, для возвращения из транса (ведущий включает магнитофон). Вы легко разберетесь, почему именно эта мелодия способствует пробуждению... Да, именно так.
И на обратной стороне кассеты есть мелодии, облегчающие наведение транса через возрастную регрессию, они тоже отобраны со смыслом.