Так, предвыборная пропаганда ведется в условиях контрпропагандистского воздействия со стороны конкурентов - в торговой рекламе никто не пытается опровергать истинность информации о “неповторимом устойчивом вкусе” продукта. Предвыборная рекламная кампания, как правило, разворачивается и протекает быстрее торговой, в ограниченном извне временном пространстве (например, для выступлений по ТВ
отводится одинаковое время всем кандидатам на выборную должность) - торговую рекламу временем не ограничивают.
В этой связи политическая реклама оказывается много более эмоциональной и действенной - она просто вынуждена использовать сильнодействующие методы, манипулировать самыми глубинными основами человеческого мышления, будучи максимально компактной, сжатой во времени. Поэтому если в политической пропагандистской кампании применен гипнотический подход, то в каждом сообщении вы обнаружите не один метод, а несколько техник, методов, приемов; а если пропагандисты предпочитают НЛП, то, скорее всего, они будут работать с мета-программами, не обходя вниманием и другие техники.
Основная заповедь рекламиста - “говорить много правды, но не всю правду” - в политической пропаганде звучит несколько по-иному; насколько я помню, в книге Пола Лайн-барджера “Психологическая война” эта заповедь сформулирована так: “Факт - не пропаганда. Пропаганда - это интерпретация факта”. Сам автор иллюстрировал заповедь тем, что использовал один и тот же факт (негр за день работы на помидорных плантациях получает 80 центов) в проамериканской пропаганде (приведен список товаров, которые можно купить на 80 центов) и в антиамериканской пропаганде (приведен другой факт - белый за ту же работу получает в 3 раза больше), сделав вывод: на основании единственного факта доказать можно все.
И в самом деле, доказать можно все. В одной шуточной статье ее автор пытался обратить внимание человечества на вред огурцов. Зловещая штука, оказывается: 97% умерших от рака легких хотя бы раз в жизни употребляли в пищу огурцы, 100% погибших в автокатастрофах в июле-августе употребляли огурец в пищу в день смерти или накануне, 98% алкоголиков регулярно употребляют огурцы в соленом виде, 85% убийц употребляли огурцы в течение месяца перед совершением преступления и т. д. Смешно - но, когда примерно столь же ужасной статистикой оперируют пропагандисты, это никого не смешит.
Для сегодняшнего разбора я возьму несколько частных, откровенно отрывочных моментов кампании по выборам Президента России (весна-лето 1996 г.). Никак не претендуя на
полный охват материала (это - задача других книг), но помня о теме лекции, я попытаюсь поверхностно проанализировать то, какими психологическими способами разные пропагандистские команды воздействовали на массовое сознание.
Команда действующего Президента, разумеется, была самой сильной. Она доказала свою силу, в частности, тем, что лозунг избирательной кампании “Голосуй или проиграешь” (во втором туре выборов “Голосуй - и победишь”), являющийся типичным обращением к мета-программам “избегание неприятного - поиск приятного”, не был привязан к фамилии кандидата - речь шла только о самом факте участия в выборах; пропагандистская команда заботилась о кворуме, что было актуально для всех кандидатов.
Основной слоган (девиз) пропагандистской кампании “Б. Н. Ельцин - Президент всех россиян” по структуре является типичным гипнотическим трюизмом (см. “Шесть речевых стра-тегий утилизации транса в эриксонианс-ком гипнозе”). Слоган тиражировался па листовках, причем в одном из вариантов листовки он повторялся четырежды, с выделением разных слов (см. рисунок).
Таким образом, при самом поверхностном анализе короткой листовки в ней можно обнаружить гипнотический трюизм, технику рассеивания и персеверацию - очень профессиональная, красивая и лаконичная работа.
...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!...
Борис Николаевич ЕЛЬЦИН Президент всех россиян |
Борис Николаевич Ельцин ПРЕЗИДЕНТ всех россиян |
Борис Николаевич Ельцин Президент ВСЕХ россиян |
Борис Николаевич Ельцин Президент всех РОССИЯН |
нежелаемое будущее (см. следующий раздел), как можно составлять конструктивные (побуждающие к действию) и предостерегающие метафоры и т. п.
Так, примером предостерегающей метафоры может служить редакционная статья, в которой журналист мастерски обыгрывает фамилию Г. А. Зюганова, ставшего главным соперником Б. Н. Ельцина в борьбе за пост президента (я здесь оцениваю только профессионализм пропагандистов, а не соответствие их материалов этическим нормам): “ЗЮГЗАГУДАЧИ
Жили-были два брата - Чук и Гек. И случились у них в стране выборы. Пошли братья голосовать, но проголосовали по-разному.
И вскоре один из них стал Зюком, а другой Зеком. У нас в редакции совершенно случайно оказалось письмо Зюка брату. Его нам принес бывший лагерный охранник.
Публикуем...
“Здравствуй, Зек!
Как твои дела? Встал ли на путь исправления, можешь ли рассчитывать на досрочное освобождение - хотя бы лет через десять-двенадцать?
Ну да и у меня не все слава Богу.
Страну нашу по просьбам трудящихся, может слышал, переименовали - теперь живем в Зюгосла-вии. Столица Зюгодан называется.
И жизнь наша вроде бы должна становиться все лучше и веселее. По радио каждый день говорят: заходите, граждане зюгане, в любой магазюк, покупайте все что души зюгодно! Мы и заходим: колбаса по два двадцать, конина по два сорок, а больше-то ничего и нет. Недавно денежную реформу провели.
Новые деньги ввели - зюгрики. Только толку что? Хлеб у Зюганды закупаем, а картошка к нам теперь из Зюго-Восточной Азии идет.
Вот и вся зюгономика.
По радио говорят: с преступностью мы покончили раз и навсегда. Что верно, то верно: с политическими гензюк наш фазу разобрался (да ты и сам не хуже моего знаешь), а остальных к себе на службу взял. Ходят теперь эти самые оборзюги по городу и за порядком наблюдают.
Все - с зюгометами. А в помощь им совсем пацанов, подзюганков набирают - из
активистов “Гитлерзюгенда”. Да и Зюголовный кодекс теперь из одной только статьи состоит: “Ничего нег-зя. Вплоть до высшей меры”.
По радио говорят: “воздух у нас самый чистый!” Ясное дело - машин-то в городе всего пять штук осталось. Сам хозяин на зюговозе ездит, а у помощников его - “Зюгули”. Они-то зюг зюга завсегда уважают, а остальные - ходи на своих двоих.
Ты вот, наверное, думаешь - что это я все про радио? Так телевизор и не включаю уже. Там каждый день с утра до вечера два фильма крутят - “Небесный зюгоход” да “Зюгарка и пастух”. Я их уже наизусть знаю. Раз в год только телек и включаю - это когда “Голубой зюгонек” показывают.
Правда, тоже тоска. Либо книжку вслух читают - “Малая зюгля”. Либо стихи: “Зюгарищ, верь...” Только чему верить-то? (....) Знаешь брат, что?
Ты вот что. Ты письмо мое не сжигай, а кому надо покажи. Через пару дней уже, наверное, меня к тебе и привезут, и стану я то же Зеком.
Вместе Зюгольный бассейн осваивать будем. Зинку жалко, конечно. Ну да что уж там?
Может, перезю-гуем. Как думаешь?
Твой брат Зюк.”
Команда Г. А. Зюганова (КПРФ) работала в обычных традициях советской коммунистической пропаганды. Кампания под не побуждающим к действию слоганом “Когда мы едины - мы непобедимы” выглядела, как всегда, централизованной, “спущенной сверху”, и обращалась к сознанию избирателя. В подтверждение этого тезиса предлагаю также два текста: первый - статья в “Красноярской газете” №33 от 04.06.1996 г. (скорее всего, перепечатка из центрального издания).
“НАШ ПРЕЗИДЕНТ- НЕ НАШ! Герман Назаров (Москва) Вся Москва заклеена афишами, призывающими нас голосовать за Ельцина. С телеэкрана не сходит физиономия того, кто, по сути, предал свой народ, кто перешел на сторону американских империалистов и израильских сионистов.
Американо-израильская пропаганда в лице российских средств массовой информации на все лады долдонит, что с приходом коммунистов будет все плохо, что начнутся репрессии, что начинается голод и т. д. Идет откровенная травля коммунистов и натравливание на них простых людей. Но если посмотреть на факты повнимательнее, то невооруженным глазом видно, что у власти в России как были коммунисты (члены КПСС), так они и остались. Только разница между теми коммунистами, кто у власти, и теми, кто выдвинул нового кандидата в президенты Зюганова, состоит в том, что первые как жили при коммунизме, числясь коммунистами, так продолжают жить.
Это, в основном, коммунисты-сионисты-оборотни, назвавшие себя “демократами”, а по сути - новыми рабовладельцами.