Подходы к групповой работе


ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Базовые предпосылки
:.. .Возможно, тем, кто был на моем семинаре в Смоленске два года назад, нынешний семинар напомнит тот, который проводился под названием “Техники россыпью”, потому что в этом семинаре тоже будет много отрывочных техник.
Для того, чтобы научиться работать с позиций НЛП с групповым и массовым сознанием, нам придется периодически возвращаться к навыкам работы с одним пациентом, клиентом, партнером. Я считаю это нужным, поскольку сам получил основные навыки воздействия на людей в индивидуальной терапии.
Я хочу ввести некоторые предположения, предпосылки в отношении работы с группой и массой. Эти предположения работают, поэтому неважно, “верны” они или нет... Уже здесь придется пояснить, что мировоззренческая позиция моя близка к агностицизму, то есть к принципиальному отрицанию возможности познания мира.

Вы вовсе не обязаны иметь такую же позицию; ваше мировоззрение может оставаться таким же, каким оно было до сих пор (более того, мне бы хотелось, чтобы оно осталось прежним), но вместе с тем мне хочется, чтобы вы понимали, откуда берутся некоторые мои суждения.

В том, что касается мировоззрения, -техники, которые вы будете изучать (или повторять), пригодны в принципе для любого мировоззрения. Помимо того, у идеалистической картины мира нет никаких преимуществ перед материалистической - и наоборот, та и другая имеют право на существование -более того, та и другая существуют едва ли не со времен начала истории, не спрашивая у нас разрешения на право быть. Вы можете придерживаться позиции, что у человека есть душа, и с ее помощью вы проводите лечение, - а можете считать, что человек представляет собой от 80 до 180 кг мяса и костей, которые после смерти надо куда-то спрятать, чтобы не протухли (обычно зарывают в землю).
И коли уж я начал говорить о своем мировоззрении, то попрошу отделять то, что я говорю, от меня самого. Мы можем условно выделить три уровня восприятия человека: уровень имиджа (“рабочей версии”), уровень жизненной позиции и уровень стержня личности.
Первый и самый поверхностный - уровень имиджа -представляет собой те внешние проявления поведения и облика, которые мы демонстрируем людям, желая познакомиться с ними. Кроме того, это - ряд ярлыков: имя, фамилия, профессия, адрес, социальная роль (пассажир, покупатель, участник семинара); и мы хотим, чтобы люди воспринимали нас с учетом этих ярлыков.
Второй уровень, жизненная позиция, более глубок, он означает появление искренности в общении. На этот уровень мы пускаем друзей, близких людей, родственников, позволяя им понять, что “на самом деле” стоит за нашим имиджем, и позволяя себе раскрыться в доверительных отношениях.
Третий уровень, самый глубокий (стержень личности) - то, что мы сами о себе толком не знаем; то, что иногда прорывается из нас, и мы не знали, что можем так себя вести.
Для иллюстрации - скажем, имидж (рабочая версия) таков: “Я мужу никогда не изменяю”; жизненная позиция: “Разве что сильно попросят”; стержень личности: “Или самой захочется”. Это может быть в любых вариантах, последовательность неважна, можно наоборот - имидж: “Если самой захочется”; жизненная позиция: “Или сильно попросят”; стержень: “Я мужу никогда не изменяю”. Так вот, здесь, на семинаре, вы
в значительной степени будете иметь дело с моим имиджем -равно как и я с вашим.
По поводу собственного имиджа я должен сделать два обязательных предупреждения (я всех предупреждаю, не только вас): отрывочные идеи величия, которые я буду высказывать, действительно являются отрывочными, не систематизированными; а моему незаурядному личному обаянию попробуйте с трудом не поддаваться.
Теперь от собственной личности позвольте перейти к принципам работы. Первый и главный из них очень прост и формулируется так: “Мир это описание мира”. Все думают, что это Карлос Кастанеда, а на самом деле - Людвиг Витгенштейн, немецкий философ. Наши технологии можно часто обнаружить на страницах философских трудов - философов тоже интересует, как человек мыслит... Следствие № 1 из этого принципа (второго пока не будет). “Правда - это то, во что верят люди”.



Если люди верят, что повозка не может передвигаться без помощи лошади или что демократия лучше монархии, это - правда.
Таким образом, задача психотерапевта, который работает с одним человеком или группой, и задача политика, который работает с массами, - составлять искусные описания мира, искусные мифы о мире. Легче всего составлять мифы о личности - для этого следует пользоваться языком индивидуального, группового или массового сознания и учитывать пять особенностей структуры мифа о боге (цит. по И. Черепановой “Дом колдуньи”):
1. Неопределенность (недосказанность) самой личности;
2. Наличие у нее чего-то особенного, отклоняющегося;
3. Амбивалентность (двойственность) формы и содержания;
4. Стремление к эмоциональной насыщенности;
5. Ориентация на “мифологическую нишу” массового сознания.


Вы уже, очевидно, поняли, что первым, кто применил словосочетание “живой классик” по отношению ко мне, был я сам. Поскольку я всегда излагал собственный миф языком различных аудиторий и соблюдал пять вышеприведенных

принципов, то мне теперь остается только повторять его. И возможно, еще при жизни я смогу прочитать в каком-нибудь букваре: “Когда был Горин маленький, с курчавой головой...” Боюсь только, что меня перепутают с Майклом Джексоном (смех в зале).
Присоединение к группе
Разумеется, работа с группой (большой группой) начинается с того же, что и работа с одним человеком - с создания раппорта. А создание раппорта, в свою очередь, начинается с присоединения. Но если в работе с одним человеком мы буквально становимся его зеркальным отражением (отражая позу, дыхание, движения глаз, макро- и микродвижения тела и т. д.) и ставим клиента перед выбором - если мое отражение делает так, это значит, что либо я делаю так, либо я сошел с ума; обычно принимается первая возможность - то при работе с группой отразить физиологию и поведение мы не можем, поэтому отражаем другие факторы: общую для нас реальность, общие ценности и т. д.
Приемы присоединения к большой группе, аудитории (одновременно - приемы ораторского мастерства) можно классифицировать на:
присоединение к эмоциям;
присоединение по ритму (навязывание ритма и утилизация всех ритмов);
присоединение на уровне разделения ценностей;
присоединение на уровне разделения реальности (актуальной или описываемой);
присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1”.
Присоединение к эмоциям - хороший и краткий прием, пригодный в случаях довольно единообразного эмоционального состояния группы и хорошего отношения группы к оратору. Заключается в том, что вы демонстративно (невербально и вербально) изображаете собой то же самое эмоциональное состояние, которое наблюдается у группы. Например: “Ха-ха, у меня сегодня тоже хорошее настроение”.
Присоединение по ритму - достаточно универсальный прием для разных случаев. Навязывание ритма состоит в том,
. НЛП. техники россыпью
что перед началом выступления вы даете группе послушать ритмичную музыку, ритм которой неизбежно будет навязан, ~ и тогда вы начинаете выступление в ритме звучавшей ранее музыки. Утилизация всех ритмов - это возможность для публики приспособиться к ритму оратора: выступление начинается медленно, как бы неуверенно, затем его ритм постепенно возрастает, впоследствии периодически понижаясь. Прием дает возможность ощутить “резонанс” по ритму практически любому человеку в группе.
Присоединение на уровне разделения ценностей -прием, который навязывает группе следующую точку зрения в отношении оратора: “Меня заботит то же, что и вас”. В зависимости от того, какого рода группа собралась, какие ценности у нее преобладают в данный момент, вы начинаете свою речь с демонстративного разделения этих ценностей, например: “Меня, как и вас, беспокоит плохое положение пенсионеров” (для аудитории, состоящей из пенсионеров); “Меня, как и вас, беспокоит распространение детской наркомании” (в аудитории школьного родительского собрания).
Присоединение на уровне разделения реальности -оратор сообщает группе, что он видит, слышит, чувствует то же, что и группа. Например (разделение актуальной реальности): “Сегодня четверг, вечер, и я рад, что вы собрались здесь и согласились выслушать меня”. Как видите, прием легко комбинируется с приемом “опережающей благодарности”.

Пример разделения описываемой реальности: “Я родился и вырос в этом городе, учился во второй школе, которую посещали многие из вас”.
Присоединение с ведением по шаблону “5-4-3-2-1” -выполняется практически так же, как и работа по этому шаблону с одним человеком (подробно шаблон описан в “АВПГ”, глава 3): к каждому описанию актуальной реальности вы “привязываете” простое внушение с помощью речевых связок (“и”, “в то время как”, “это заставляет вас”). Например: “Когда вы видите меня, вы понимаете, что я - один из вас; и когда вы слышите мой голос, то понимаете, что я - не профессиональный оратор; и возможно, вы чувствуете доверие ко мне”. Или: “Вот вы смотрите на меня и думаете - что я могу вам предложить в отличие от других?” (здесь внушение подано в форме “чтения мыслей”).



Содержание раздела