Проверьте субмодальности старого представления и сравните их с субмодальностями сомнения (которые вы уже знаете), или с субмодальностями неверия, которые вы можете выявить, попросив человека подумать о чем-то, во что он совсем не верит.
Хорошая работа в НЛП состоит на 95% из сбора информации и на 5% из работы над изменением.
Генеральная уборка
Этот прием можно использовать, когда клиент хочет изменить какие-либо качества, представления или способы поведения. Хотя события жизни служат для человека источником ресурсов, одним из необходимых компонентов взросления является способность оставить прошлое позади и ориентироваться на будущее.
Психология, опирающаяся на западную медицинскую модель, первоначально ориентировалась на исправительные изменения. Обычно люди идут к врачу, когда они заболевают. Фрейд был врачом, и поэтому он задавал такие вопросы, как: Что у вас не так? Что сломано?
Как это можно починить? И люди начали обращатьс к психотерапевту, когда они заболевали.
Однако личностный рост также возможен и желателен, даже когда ничего не сломано. На самом деле, по мере того, как люди взрослеют, они естественным образом меняются в положительную сторону.
Это называется генеративные изменения, и они являются важной частью современной психотерапии.
Этот формат моделирует присущую клиенту естественную стратегию изменения. Рано или поздно человек перерастает определенные способы поведения или представления. Смоделировав то, как естественно меняется субмодальная зашифровка этих представлений, можно стимулировать личностный рост.
Выявляя и используя эти естественные процессы познания, можно их ускорить. Это дает человеку возможность более эффективно управлять процессом реализации своего потенциала.
Прием Генеральная уборка
Шаги Генеральной уборки.
Часть I.
1. Выявите сегодняшнее представление о себе.
Клиент выбирает какое-то качество, представление или поведение, которое у него есть в данный момент, но он хочет его изменить. Пусть он выберет что-то конкретное.
Выявите субмодальность этого существующего у него представления о себе.
Определите субмодальности этого представления.
Терапевт: На этом шаге вспомните, как вы вели себя раньше. Когда вы думаете об этом сейчас, вы знаете, что вы вели себя так, но у вас такое ощущение, как будто это были не вы.
Возможно, у вас было определенное представление. Есть ли такие представления, которые у вас были, когда вы были моложе? Например: Все девочки - дуры.
А теперь трудно поверить, что это было именно ваше представление.
3. Сравните и заметьте, чем отличаются эти представления.
Тщательно проанализируйте субмодальные отличия. Может быть образы этих двух представлений будут в разных местах, или они будут отличаться по размеру, яркости, расстоянию. Одно из них может представляться как фильм, а другое - как слайд. Одно представление может быть цветным, а другое - черно-белым. Пройдите по списку субмодальностей.
Игнорируйте подобия. Замечайте отличия. Составьте подробный список отличий субмодальностей.7
Обратите особое внимание на ассоциацию и диссоциацию. Обычно в этой области вы обнаружите значительные отличия. Эти отличия существуют во всех модальностях.
Проверьте каждую модальность отдельно.
Не ожидайте, что все отличия будут дискретными (абсолютными). Вы обнаружите некоторые аналоговые различия.
Обратите внимание на место положения звуков. Насколько близко они звучат?
Заметьте, движется ли звук, и если движется, то отдаляется ли он или приближается. Обратите внимание, насколько устойчиво это воспоминание.
Если это фильм, то сколько он продолжается? Столько же, сколько и в жизни, или у него другая скорость?
Тщательный сбор информации является подготовкой к глубоким изменениям. Методически выявите структуру представления. Составьте список важных субмодальных отличий.
Пусть клиент запишет их на листе бумаги, на одной стороне: Это относится ко мне, на другой стороне: Это уже не относится ко мне.
Часть II.
4. Используйте собранную информацию, чтобы создать двухрамочную систему для ускорения личностного роста.
Чтобы создать эту систему, сохраняйте субмодальности этих двух представлений, пока вы работаете с содержанием. Когда вы уберете содержание из этих представлений, останутся только субмодальности. Как будто это две рамки.
Одна из них рамка из прошлого. Субмодальности этой рамки означают: это уже ко мне не относится. Другая рамка - это рамка сегодняшнего дня.
Субмодальности этой рамки означают: это относится ко мне.
Терапевт: Хорошо. Таким образом, представление о том, какой вы на сегодняшний день находится справа, а о том, каким вы были в прошлом - слева.
Первое - большое, второе - меньше. Первое - это фильм, второе - слайд.
Первое - ассоциированное, а второе - диссоциированное. Начните с представления о прошлом, с того, что уже к вам не относится. Чтобы устранить содержание, усильте яркость. Сохраняйте остальные субмодальности неизмененными. Усиливайте яркость, пока представление не станет совершенно белым.
Но субмодальности останутся.
Этот подход сработает, если у человека ведущая зрительная модальность. В слуховой системе полностью выключите звук или сделайте его таким громким, чтобы он превышал верхний порог слышимости, потом перейдите к новому представлению и снова вернитесь к нормальной громкости.
Таким образом, вы создаете систему субмодальных рамок.
Терапевт работает в зрительной и слуховой модальности, потому что чувства являются реакцией.
5. Клиент выбирает десять старых способов поведения или представлений, которые ему больше не нужны. Затем, для каждого старого представления или поведения, он находит замену.
Он заменяет его на что-то реалистичное. Например, если старое представление: Я плохой ученик, то клиент заменяет его на Я способен учиться по-своему, а не на Я блестящий ученик.
Терапевт убеждается, что замена реалистична. Если ребенка учат бояться незнакомых людей, это может быть полезно.
Однако, когда он становится взрослым, ему нужно знакомиться с новыми людьми. Страх перед незнакомыми людьми - это такое качество, которое стоит изменить.
Я отношусь к новым людям с интересом, - таким может быть более полезное представление о себе.
Терапевт: Следующий шаг - это выбрать десять способов поведения или представлений, которые вам мешают, и вы хотели бы оставить их в прошлом. Они вам просто больше не нужны. Потом подумайте, чем вы замените эти десять способов поведения или представлений.
То, что вы меняете, не обязательно должно быть чем-то значительным. Например, вы можете взять старый шаблон, вроде я воспринимаю друзей, как нечто само собой разумеющееся и поменять его на я замечаю своих друзей и чувствую благодарность к ним. Составьте список из двух колонок. Все, что вы хотите оставить в прошлом, будет сопровождаться тем, на что вы хотите это заменить.
Пусть ваше сознание участвует в этом. Оно хорошо знает, чего хочет.
Часть III.
6. Генеральная уборка.
Чтобы начать генеральную уборку сначала вызовите у клиента фокус внимания. Потом пусть он выберет первое представление, которое он хочет изменить, и перенесет субмодальности с рамки сегодняшнего дня на рамку прошлого.
Потом он выбирает желательное представление и меняет зашифровку субмодальностей на рамку сегодняшнего дня.
а) Измените зашифровку нежелательного поведения или представления.
Терапевт: Когда вы будете готовы, убедитесь, что рамка прошлого - рамка того, что больше к вам не относится - пустая и белая.