Основоположники науки НЛП приводят интересный пример того, как должна организовываться учебная работа. У одного студента колледжа, основная система представлений которого была кинестетической, поначалу были трудности с чтением электрических схем.
Этот предмет ему казался очень сложным и утомительным. Ему было очень трудно вникать в суть понятий, вводимых в визуальной форме.
И вот однажды он стал представлять, что происходило бы с ним, если бы он сам был электроном, путешествующим по электрической цепи, изображенной перед ним. Он представлял себе свои различные реакции и изменения поведения, когда он вступает в контакт с различными компонентами цепи, обозначенными в виде символов. И сразу же схема будто ожила и приобрела для него совершенно новый смысл.
Ему даже понравился этот процесс, а каждая схема казалась новой одиссеей. Это так его заинтересовало, что в результате он стал инженером-электриком. Его ожидал успех, потому что он научился учиться, используя свою основную систему представлений. Почти всех детей, которые оказались отброшенными нашей системой образования, можно научить, и они способны к обучению. Мы просто не знаем, как это делать.
Мы никогда не пытались установить с ними контакт и никогда не старались подстроиться под их стратегию учебы.
Я сделал акцент на преподавательском труде по той причине, что это та работа, которой мы все занимаемся либо дома со своими детьми, либо на работе с нашими сотрудниками или начальством. Что срабатывает в классе, срабатывает и в офисе, и дома.
Есть еще одно, последнее замечание о волшебстве взаимопонимания. Это наиболее доступное умение в мире. Вам не нужны для этого объемные учебники, специальные курсы. Вам не нужно никуда ездить на учебу и поступать в ученики к какому-нибудь мастеру, вам не нужно потеть над диссертацией.
Единственное, что вам необходимо, - это ваши глаза, уши, органы осязания, .вкуса и запаха.
Вы можете начать вырабатывать в себе умение взаимодействовать прямо сейчас. Мы постоянно с кем-то разговариваем и поддерживаем отношения.
Контакт - это способ делать и то, и другое. Вы можете учиться
искусству взаимодействия, когда сидите в ожидании самолета, копируя людей, стоящих в очереди. Вы можете пользоваться методиками этого искусства в магазине, на работе и дома. Если, например, вы беседуете в отделе кадров по поводу приема на работу, вы можете подстроиться и копировать опрашивающего вас кадровика, и он непременно проникнется симпатией к вам. Используйте эти методики в своих деловых связях, чтобы установить хорошие отношения с клиентами.
Если вы хотите стать профессионалом в деле общения, все, что вам нужно, это научиться проникать в мир другого человека. Для этого у вас уже есть все, что надо.
Существует еще один способ добиться взаимопонимания, набор индивидуальных признаков, который помогает определить, почему люди делают тот или иной выбор. Это...
Признаки совершенства -метапрограммы
В правильном ключе можно сказать что угодно, в неправильном - ничего. Единственная тонкость в том, чтобы подобрать нужный ключ.
Джордж Бернард Шоу
Один из самых простых способов убедиться в невероятном многообразии человеческих реакций - поговорить с группой людей. Вы просто не сможете не заметить, насколько разные люди по-разному реагируют на одинаковые сообщения. Вы рассказываете им какую-то историю, и один слушает затаив дыхание, а у другого от зевоты скулы сводит. Можно подумать, что у людей разные языки мышления, и это проявляется именно при слушании.
Так почему же разные люди так по-разному реагируют на одну и ту же информацию? Почему один человек видит стакан полупустым, в то время как другой наполовину полным?
Почему один человек, услышав что-то, переполняется энергией, волнением и мотивацией, в то время как другой, услышав то же самое, не выражает никакой реакции? Приведенное выше выска-
зывание Шоу абсолютно верно. Если вы обращаетесь к кому-то в правильном ключе, предугадав реакцию, вы можете добиться всего. Если же вы обратитесь к человеку в неправильном ключе, не добьетесь ничего. Никакая самая вдохновляющая речь, самая глубокая мысль, самая тонкая критика не будут иметь абсолютно никакого смысла, если они не будут поняты как интеллектуально, так и эмоционально тем человеком, кому они адресованы.
Это основные ключи не только к личной власти, но и ко многим более широким вопросам, которые решаются коллективно. Если вы хотите стать человеком, способным убеждать, мастером общения как в бизнесе, так и в личной жизни, вам необходимо научиться подбирать нужный ключ к нужному человеку.
Путь к этому лежит через метапрограммы. Метапрограммы - это ключи к тому, как человек перерабатывает информацию. Это мощные внутренние модели, которые помогают определить способы формирования своих внутренних представлений и поведения человека. Метапрограммы - это внутренние программы, используемые нами для того, чтобы решить, на что нам, обратить внимание.
Мы искажаем, стираем и обобщаем информацию по той причине, что наше сознание способно воспринимать только определенное количество информации за единицу времени.
Метапрограммы выполняют во многом такую же функцию для нашего мозга. Они структурируют поток впечатлений, управляя нашим вниманием, вливая в них опреде-
ленный смысл. Они дают нам основание решать, что интересно, а что скучно, что является благословением, а что потенциальной бедой.
Для общения с компьютером вам необходимо понимать его программное обеспечение. Для эффективного общения с другим человеком вам необходимо понимать его метапрограммы.
У людей есть модели поведения, а также модели, в соответствии с которыми они организуют свой опыт для создания этого поведения. Только посредством понимания этих моделей сознания вы можете довести свою информацию до ее адресата, будь то попытка убедить кого-то купить автомобиль или поверить в вашу любовь. Хотя житейские ситуации могут меняться, процесс понимания человеком различной информации и организации мышления имеет устойчивую структуру.
Первая метапрограмма означает движение к чему-то или движение прочь от чего-то. Всякое человеческое поведение обусловлено желанием получить удовольствие или избежать боли.
Вы отдергиваете руку от зажженной спички, чтобы избежать боли, вызванной ожогом. Вы сидите на берегу реки и Uаблюдаете за заходом солнца, потому что получаете удовольствие от этого изумительного зрелища.
Это же верно и в отношении более сложных человеческих действий. Один человек ходит на работу пешком потому, что ему это просто нравится. Другой ходит потому, что страшно боится ездить в автомобиле. Одному нравится читать Фолкнера, Хемингуэя или Фицджеральда, потому что ему нравится их проза и мысли. Он читает ради удовольствия, доставляемого чтением.
Другой читает этих же писателей по иной причине - он боится прослыть невеждой среди знакомых. Он не столько ищет удовольствия, сколько старается избежать боли; он как раз движется прочь от чего-то, а не стремится к чему-то.
Как и прочие метапрограммы, которые мы с вами обсудим, этот процесс ни в коем случае нельзя абсолютизировать. Мы все одновременно движемся к каким-то вещам и удаляемся от других. Нет людей, которые отвечали бы совершенно одинаково на один и тот же стимул, хотя у каждого есть свой доминирующий режим, четкая тенденция к той или иной программе.
Некоторые люди часто и с любопытством идут на риск. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда идут навстречу чему-то волнующему. Другие, наоборот, проявляют осторожность, обеспокоенность и чувство страха; они видят окружающий мир в более мрачном свете. Они предпочитают действия, которые позволяют им держаться подальше от опасного, пугающего и сопряженного с волнениями. Что бы узнать, к чему люди склонны двигаться, спросите их, что они хотят получить в жизни - дом, машину, работу или что-то еще.
Обратите внимание на то, говорят, ли они вам о том, чего хотят, или о том, чего не хотят.
Что может означать эта информация? Очень многое. Если вы бизнесмен, продающий какие-то свои изделия, вы можете продвигать их на рынок двумя способами: популяризируя то, что делает ваш товар, и то, чего он не делает.
Например, вы можете рекламировать машину, делая акцент на том, как быстро она ездит, какой престиж в глазах других получает ее владелец, и т. д. Или вы можете подчеркивать, что она не потребляет много горючего, не требует много денег на обслуживание или чрезвычайно безопасна в случае аварии. Стратегия, которой вам следует воспользоваться, должна определяться стратегией того человека, с которым вы имеете дело. Если вы воспользуетесь неверной метапрограммой в контактах с покупателем, вы ничего не сможете добиться.
Вы будете пытаться подвинуть человека вперед, а он будет изо всех сил искать повод, чтобы вернуться назад.