Как мы создаем наши состояния и модели поведения


свои минусы. Однако я собираюсь открыть вам гора до более простые способы, которые не менее эффективны и во многих случаях действуют гораздо быстрее и вернее.
ДЕННИС-БЕСЕНОК*


ПОЧЕМУ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ. ТАК ПРИЯТНО
ВОЗИТЬСЯ С ЭТИМИ БЕССЛОВЕСНЫМИ
СОЗДАНИЯМИ ДО ТЕХ ПОР.
ПОКА ОНИ ЖИВЫ?
Рисунок Денниса-бесенка воспроизведен с согласия Хэнка Кетчмана и компании Ньюс Америка синдикат.
Если все наше поведение является результатом состояния, в котором мы пребываем, то наши контакты и
Деннис-бесенок (Dennis the Menace) - персонаж комиксов (1951), а впоследствии телесериала (1959-1963), пятилетний мальчишка, шалун и непоседа. Прим. ред.
реакция на окружающее в тех случаях, когда мы находимся в активном, продуктивном состоянии, будут отличаться от контактов и поведения, которые мы проявляем в непродуктивном, пассивном состоянии. Тогда возникает вопрос: что же создает то состояние, в котором мы в данный момент находимся? У каждого состояния есть два основных компонента.

Первый - это наше внутреннее представление, а второй - физиологические условия использования ресурсов организма. То, каким вы представляете себе окружающий мир, а также то, что и как вы говорите самому себе о сложившейся ситуации, и создает то состояние, в котором вы находитесь, и определяет то поведение, которое вы выказываете.

Например, как вы встретите своего супруга (супругу) или друга (подругу), если он придет домой гораздо позже, чем обещал? Ваше поведение будет в значительной степени зависеть от того состояния, в котором вы будете находиться в момент возвращения вашего возлюбленного (возлюбленной), а это состояние, в свою очередь, будет в значительной степени определяться тем, какие картины вы представляли в своем сознании по поводу причин его задержки.

Если на протяжении долгих часов ожидания вы представляли себе его попавшим в аварию, всего в крови, мертвым или в больнице, то в тот момент, когда он войдет в дверь, вы встретите его со слезами радости и вздохом облегчения и устроите ему маленькую взбучку, расспрашивая, что случилось. Такое поведение является результатом состояния обеспокоенности.

Однако, если перед этим вы рисовали себе картины жестокой измены или повторяли себе снова и снова, что человек опаздывает просто потому, что ему нет дела до вашего времени и ваших чувств, тогда вы встретите его совсем по-другому, и эта встреча также будет результатом вашего состояния. Это значит, что из чувства злости и чувства
пренебрежения вами возникает совершенно новый Uабор моделей поведения.
Вторым очевидным вопросом будет следующий: что заставляет одного человека представлять себе картины, характерные для состояния беспокойства, в то время как другой создает свои внутренние представления, основанные на состоянии неверия или злости? Однозначный ответ дать трудно, здесь действуют многие факторы. Вы можете в таких ситуациях моделировать реакцию своих родителей или повторять какие-то другие ролевые модели, исходя из собственного опыта.

Если, например, когда вы сами были ребенком, ваша мать всегда беспокоилась, когда ваш отец приходил домой поздно, вы будете представлять вещи точно таким же образом, испытывая беспокойство. Если же ваша мать в таких случаях говорила о том, что она не верит отцу, вы, возможно, станете моделировать такую модель поведения.

Таким образом, наши верования, подходы к жизни, ценности и прошлый опыт общения с конкретным человеком - все это влияет на то, как мы представляем его поведение.
Существует еще один, более важный и мощный фактор, который влияет на то, как мы воспринимаем и представляем себе окружающий мир, и этот фактор - состояние и модели функционирования нашей собственной физиологии. Такие вещи, как мышечное напряжение, работа кишечника, легких, поза, обмен веществ, - все это оказывает колоссальное влияние на состояние.

Внутренние представления и физиологические функции совместно образуют кибернетическую замкнутую петлю: все, что влияет на один элемент, будет автоматически влиять на другой. Поэтому перемена состояний подразумевает перемену внутренних представлений и перемену физиологии. Если ваш возлюбленный (супруг, ребенок) задерживается, но ваш




организм пребывает в активном, продуктивном состоянии, то вы просто будете думать, что он попал в автомобильную пробку по пути домой. Но, если вы по каким-либо причинам находитесь в физиологическом состоянии крайнего мышечного напряжения или сильной усталости, или если вы больны, или у вас низкое содержание сахара в крови, вы начнете представлять себе такие картины, которые будут увеличивать ваши отрицательные эмоции и чувства.

Когда вы чувствуете себя физически здоровым и полным жизни, разве не воспринимаете вы окружающий мир иначе, чем тогда, когда вы устали или больны? Подумайте над этим. Состояние вашей физиологии буквально преображает ваши представления о мире и, следовательно, его восприятие.

Когда вы воспринимаете вещи как сложные или огорчительные, разве ваше тело при этом не испытывает неудобства и напряжения? Таким образом, эти два фактора - внутренние представления и физиология - постоянно взаимодействуют друг с другом и создают то состояние, в котором мы находимся. А уже это состояние определяет тип поведения, которое мы проявляем.

Таким образом, для того, чтобы непосредственно контролировать собственное поведение, мы должны научиться контролировать свои состояния и управлять ими, а для того, чтобы контролировать состояния, мы должны сознательно направлять наши внутренние представления об окружающем мире и физиологии. Только представьте себе, что вы могли бы на сто процентов контролировать все свои состояния в любой момент!
Прежде чем научиться управлять собственным жизненным опытом, мы должны сначала понять, как мы вбираем в себя этот опыт. Как и все млекопитающие, люди получают информацию об окружающей среде посредством специальных рецепторов и органов чувств. У че-
Как мы создаем наши состояния и модели поведения
Внутренние представления:
Что и как мы отображаем в нашем сознании
Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании


Поведение:
Речевое - говорить Физическое - делать Изменение цвета кожи Дыхание
Физиология: Поза
Биохимические процессы
Нервная энергия
Дыхание
Мышечное напряжение/расслабление
ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принимаем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием.
Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. Затем, используя процессы обобщения, изменения и стирания, мозг преобразует эти электрические сигналы и отфильтровывает их в единое внутреннее представление.
Таким образом, ваши внутренние представления, ваше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное (личное) внутреннее представление о происходящем. Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает.

Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных перепонок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапливает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасывая при этом все остальное.
ПроцесY фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить больше внимания на то, что он увидел, другой - на то, что услышал. Они видели происходящее под разными углами.

У них в этот момент была различная физиология, и у них по-разному был организован процесс восприятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно.

Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть какое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни
было, оба свидетеля будут иметь совершенно различные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представления, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем.



Содержание раздела