сквозь страх и предпринять необходимые действия, несмотря на кажущуюся опасность, я обычно делаю только одну вещь - меняю их состояние. Помните, все наше поведение является результатом того состояния, в котором мы находимся. Когда мы чувствуем себя сильными и полными ресурсов, мы оказываемся способными на такие поступки, на которые никогда бы не отважились, будучи подавленными, слабыми и уставшими.
Именно поэтому ходьба босиком по углям не способна научить людей ничему интеллектуальному, но она способна дать им опыт воздействия на свое состояние и поведение за считанные секунды, чтобы можно было направить усилия на достижение целей, вне зависимости от того, что они секундой ранее думали об этих целях.
Что же надо делать с этими колеблющимися, кричащими, застывшими от страха людьми, которые остановились на самом краю раскаленной угольной дорожки? Единственное, что я могу сделать, - поменять их внутреннее представление. Я могу дать им понять, как они будут себя чувствовать после того, как пройдут с успехом и без угрозы для здоровья на другой конец кострища. Это позволяет создать у них внутреннее представление, которое радикально меняMт их физиологию.
За время, измеряемое двумя - четырьмя секундами, человек переходит в продуктивное состояние - вы можете видеть это по тому, как меняется ритм его дыхания и выражение лица. Затем я приказываю им отправляться в путь, и те же самые люди, которые были парализованы страхом несколько секунд назад, теперь способны целенаправленно пройти по ложу из углей и праздновать свой успех на другом конце дорожки. Но иногда у людей возникает яркое и устойчивое внутреннее представление, что они получают ожоги или вообще погибают, которое оказывается намного больше и сильнее их
представления о том, что они могут успешно провести этот эксперимент и остаться невредимыми. Поэтому мне надо изменить их оттенки чувств, а на это может уйти много времени.
Другой вариант моих действий - который лучше проявляет себя в случае, когда кого-то охватила паника при виде раскаленных углей - поменять их физиологию. В конце концов, если эти люди изменяют свои внутренние представления, их нервная система дает сигнал телу изменить позу, режим дыхания, мышечное напряжение и т. д. Так почему же не обратиться прямо к первоисточнику - миновать все остальные линии связи и не изменить физиологию непосредственно? Поэтому я подхожу к вопящему человеку и заставляю его посмотреть вверх. В этот момент он начинает воспринимать визуальные аспекты своей нервной системы вместо кинестетических. Практически мгновенно он перестает кричать.
Попробуйте это на себе: если вы огорчены или в слезах и хотите остановить этот процесс, посмотрите вверх, отведите плечи назад и перейдите в визуальное восприятие действительности. Ваши ощущения изменятся почти мгновенно. Вы можете попробовать этот трюк со своими детьми. Когда они чувствуют себя обиженными, попросите их посмотреть вверх. Мгновенно плач и жалобы прекратятся или, по крайней мере, сильно уменьшатся...
Затем я могу попросить запаниковавшего человека принять такую позу, которую он принял бы, если бы был абсолютно уверен в успехе и знал совершенно определенно, что без ущерба для здоровья пройдет по угольной дорожке; заставляю его дышать так, как он дышал бы в случае успеха, сказать что-нибудь с такой интонацией голоса, с какой говорит человек, уверенный в себе. Таким образом мозг получает новое сообщение о его самочувствии, и в результате этот человек, всего
несколько секунд назад парализованный страхами, будет в состоянии совершить действие, приводящее его к достижению цели.
Этот же метод можно применять всякий раз, когда мы чувствуем, что не способны на какой-то поступок - подойти к той или иной женщине или мужчине, начать разговор с шефом и т. д. Мы можем изменить свое состояние и вдохновить себя на нужные действия либо путем изменения образов или внутренних диалогов в своем сознании, либо путем изменения своей осанки, ритма дыхания, интонации голоса. В идеале желательно изменить и физиологию, и тональность.
Сделав это, мы моментально ощутим продуктивное состояние и перейдем к действиям, необходимым для получения нужных нам результатов.
Это же верно и в отношении спортивной тренировки. Если вы очень напряженно и тяжело работаете, вам не хватает дыхания и вы начинаете говорить себе, как вы устали, то включаете в себе такую физиологию - с желанием сесть отдохнуть или отдышаться, - которая поддерживает этот диалог.
Если, однако, - хотя вам уже трудно дышать от напряжения - вы будете держаться прямо и пытаться дышать ровно, уже через считанные секунды вы почувствуете второе дыхание.
При изменении наших ощущений, а значит, и действий путем изменения внутренних представлений и физиологии меняются также биохимические и электрические процессы, происходящие в нашем организме. Исследования показывают, что когда люди находятся в подавленном состоянии, их иммунная система также подчиняется ему и становится менее эффективной: уменьшается количество белых кровяных телец. Доводилось ли вам когда-либо видеть фотографию человека, сделанную методом Кир лиана, - схематическое
изображение человеческого тела с циркулирующими по нему потоками биоэлектрической энергии? На ней хорошо видно, насколько изменчива она у человека в зависимости от изменения его состояния или настроения. Поскольку тело и душа едины, в напряженных состояниях меняется все наше электрическое поле и поэтому мы способны делать то, что кажется невозможным.
Все, что я испытал на собственном опыте, и все, что когда-либо прочитал, утверждает меня во мнении, что наше тело имеет гораздо меньше ограничений - как положительных, так и отрицательных, - чем принято считать.
Доктор Герберт Бенсон, написавший много работ о взаимоотношении духа и тела, рассказывает потрясающие истории об огромной власти шаманства в различных частях земного шара. В одном из племен австралийских аборигенов врачеватели-шаманы практикуют ритуал, называемый указующая кость.
Он заключается в наложении такого сильного проклятия, что жертва точно знает, какими болезнями и когда заболеет и когда умрет. Вот как доктор Бенсон описывает один такой случай, произошедший в 1925 году:
Человек, обнаруживший, что его проклял враг, представляет собой поистине жалкое зрелище. Он стоит охваченный ужасом, его взгляд прикован к указующему персту колдуна, а руки подняты, как бы в попытке противодействовать тому смертельному напитку, который, как ему кажется, вливается в его тело.
Щеки бледнеют, глаза стекленеют, черты лица страшно искажаются... Он пытается кричать, но звуки застревают у него в горле и изо рта идет кровавая пена.
Тело начинает трястись, мышцы непроизвольно подергиваются. Он откидывается назад и валится на землю, через некоторое время он теряет сознание, начинается смертельная агония, он закрывает лицо руками и на-
чинает стонать. Смерть наступает через сравнительно небольшой промежуток времени.
Но его собственное убеждение и мощь его собственной физиологии создали ужасную негативную силу, которая буквально разрушила человеческий организм.
Как вы думаете, такие сцены можно наблюдать только в тех обществах, которые мы называем примитивными? Конечно нет. Подобные вещи происходят вокруг нас ежедневно.
Бенсон упоминает о докторе Джордже Л. Энгеле из Медицинского центра при Ро-честерском университете, собравшем большое количество газетных вырезок, в которых рассказывается о внезапных смертях при невыясненных обстоятельствах. В каждом конкретном случае ничего особенного в жизни этих людей не происходило. Причина заключалась в их собственном негативном внутреннем мире и представлениях.
В каждом из этих случаев жертва чувствовала себя совершенно безвольной, беспомощной и одинокой. Результат был такой же, как и в ритуале австралийских аборигенов.
Что особенно интересно для меня, так это то, что собрано гораздо больше свидетельств о вредной стороне взаимодействия мозга и тела, чем о полезной. Мы гораздо чаще слышим об ужасных последствиях для человека стрессовых состояний или о тех людях, которые теряют волю и желание жить после смерти любимого человека. Мы, по-видимому, все прекрасно знаем о том, что негативное состояние и эмоции могут бук-