Вселяйте в детей убеждение, что труд необходим человеку, что тот, кто не работает, никому не нужен, что всякая работа доставляет чувство глубокого и здорового удовлетворения, между тем как праздность, которая кажется некоторым такою заманчивой, порождает тоску, неврастению, отвращение к жизни и, в конце концов, приводит к распутству и даже к преступлению: человек не располагает возможностью удовлетворять те свои страсти, которые вызвала у него праздная жизнь. Научайте детей быть всегда вежливыми и учтивыми со всеми, — в особенности же в отношении тех, кого случайность рождения поставила ниже их, — уважать старость и не смеяться над зачастую связанными с ней физическими и моральными недостатками. Говорите им, что человек должен любить одинакового всех, без различия происхождения, что он должен быть всегда готовым оказать помощь тому, кто оказался в нужде, что он должен думать о других больше, чем о самом себе. Только действуя таким образом, человек, не стараясь даже, обретает внутреннее удовлетворение, которого всю свою жизнь ищет эгоист, но никогда не находит. Вселяйте в детей веру в самих себя, — научите их тому, что перед тем, как что-нибудь сделать, человек должен все хорошенько обдумать и тщательно избегать скороспелых решений.
Но затем, однако, обдумав, он не должен уже колебаться и отходить от решений, — разве только если ему докажут, что он заблуждался. Обратите особое внимание ребенка на то, что каждый должен вступать в жизнь с вполне определенной идеей и твердой уверенностью в достижении цели, что благодаря влиянию идеи, он этой цели, безусловно, достигнет. Но при этом он вовсе не должен сидеть, сложа руки: нет, — побуждаемый своей идеей, он просто сделает все, что ему нужно сделать; он воспользуется всеми возможностями или даже одной какой-нибудь малейшей случайностью, пусть это будет хотя бы даже соломинка в руках утопающего. И, наоборот, тот, кто в себе сомневается, ничего достигнуть не может: он фатально делает все для того, чтобы потерпеть неудачу. Чрезвычайно важно, чтобы родители и наставники показывали детям пример.
Ребенок в высшей степени восприимчив к внушению. Он делает все, что на его глазах делают другие. Пусть родители удерживаются поэтому от дурных примеров.
Как только ребенок научается говорить, заставляйте его произносить утром и вечером по двадцати раз: «Мне с каждым днем становится во всех отношениях все лучше и лучше». Эта формула способствует и у детей прекрасному физическому и душевному состоянию. Устранять в детях замеченные недостатки и вызывать в них желательные качества можно чрезвычайно успешно нижеследующим внушением: Каждую ночь, как только ребенок уснет, подойдите к его постели как можно тише, чтобы его не разбудить, станьте на расстоянии около метра подле него и пятнадцать, двадцать раз произносите тихим голосом (шепотом) то, что вам бы хотелось в нем вызвать. «Наконец, я считаю весьма желательным, чтобы наставники каждое утро делали своим воспитанникам нижеследующее внушение. Заставив их закрыть глаза, следует сказать им: «Дети, я знаю, что вы будете всегда вести себя хорошо, будете учтивы ко всем и будете слушаться своих родителей и воспитателей. Когда они вам что-нибудь велят сделать или сделают замечание, вы его сейчас же исполните и вам это будет нисколько не трудно.
Вам кажется иногда, что вам делают замечание для того только, чтобы вам было неприятно. Теперь вы хорошо понимаете, что это делается только в ваших же интересах, и поэтому вы всегда будете испытывать только чувство благодарности к тем, кто с этим к вам обращается. Вы полюбите всякий труд, каков бы он ни был. А так как сейчас ваш труд сводится к занятиям, то вы с любовью будете относиться ко всем предметам, которые вы изучаете, в особенности же к тем, которые до сих пор вам не нравились.
Когда вы придете в школу и будете слушать учителя, вы устремите все свое внимание, все целиком на то, что он будет говорить, и совершенно не будете думать о шалостях или глупых выходках ваших товарищей и сами, конечно, их не будете делать. А так как у вас есть способности, то вы легко поймете и усвоите себе то, что будет говорить вам учитель: все, чему вы научитесь, расположится в порядке на полочках вашей памяти и будет там всегда в вашем расположении: по мере надобности вы всегда сможете воспользоваться оттуда тем или другим. Когда дома вы занимаетесь одни или готовите уроки, относитесь к занятиям так же со всем вашим вниманием и у вас будут всегда наивысшие отметки».
Сколько излишних страданий мы все, без исключения, сами себе создаем! И при этом повсюду, во всех областях жизни, — и все потому лишь, что сейчас же, «немедленно» не заменяем «зловредные бессознательные самовнушения» — «самовнушениями благими и сознательными», способными устранять наши объективно ничем необоснованные страдания. Об авторе Знаменитый французский ученый Эмиль Куэ (26.2.1857, Труа – 2.7.1926, Нанси) — психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882 г. по 1910 г. работал аптекарем.
В 1910 г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно–суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: „День ото дня мне становится все лучше и лучше“. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й. Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки.
Эмиль Куэ разработал метод сознательного самовнушения, позволяющий вытеснять болезненные негативные представления и заменять их позитивными. По его мнению, каждый из нас может производить изменения в своем характере и делать это по своему желанию, например, сварливость превратить в миролюбие и добродушие, скупость — в щедрость и широту души. Главная формула Эмиля Куэ звучит так: "С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше" Формулу надо повторять не менее 20 раз. Чтобы не отвлекать внимание на счет при 20-кратном повторении фразы, Куэ рекомендует использовать шнур с двадцатью узелками или бусы с большими бусинами на подвижной нитке.
Эта процедура занимает не больше двух минут. Наряду с общей установкой Куэ разработал большое количество формул/аффирмаций для лечения конкретных заболеваний. Эти краткие формулировки, по словам Куэ, работают в нашем организме лучше всяких лекарств. Они программируют созидающие силы нашего подсознания на выполнение всех желаний.
Например, "Мое давление приходит в норму и больше не беспокоит меня...", "С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше" и т.д. Подобные формулы самовнушения/аффирмации каждый придумывает сам. Важно произносить их дважды или трижды в день, не пропуская время и не забывая, но эта методика требует терпения. Своим способом Куэ вылечил десятки тысяч тяжело больных людей, особенно с тяжелыми нервными расстройствами. Эту простую методику нетрудно освоить и самостоятельно, с успехом использовать для восстановления и укрепления здоровья.
Его метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки.
Эмиль Куэ Сознательное самовнушение как путь господства над собой La maitrise de soi-meme par l'autosuggestion consciente Издательство: Амрита-Русь, 2005 г. Объём: 192 стр. ISBN: 5943552774 Формат: 60х84/32 перевод с французского Михаил Кадиш
Эмиль Куэ Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения La maitrise de soi-meme par l'autosuggestion consciente Серия: Из наследия мировой психологии ЛКИ, 2007 г. Мягкая обложка, 80 стр. ISBN 978-5-382-00088-6 Формат: 60x90/16 Переводчик: А. Семичов