Образ башни. Возможность на пути делать остановки, спокойно дышать, расслабляться, созерцать нечто красивое, формировать внутренний мир, внутренние образы и сбрасывать лишнее напряжение, сбрасывать чужую форму.
И с вами всегда находится ваша резиночка... которая может привести вас назад... И которой вы можете стереть все, что захотите... И ваша жемчужина... которая ведет вас вперед... и с которой вы ничего не боитесь...
И куда-то двигаетесь...
“Ведет вас вперед, и вы ничего не боитесь, вы двигаетесь” очень важный мотив, повторяющийся много раз. Вы двигаетесь, вы не стоите на месте, вы не заболачиваетесь, вы перемещаетесь, вы принимаете решение, вы приглядываетесь это импульсы, это шаги, это ощущение легкости, движения, танца.
Это удовольствие от созерцания, от стояния на месте, от сосредоточения, удовольствие от начала движения.
И вам кажется, что вы начинаете расти, расти... И из маленькой девочки вырастаете... во взрослую... большую и сильную женщину...
Возвращение к сказке “Алиса в Стране Чудес”. Это мотив относительности возраста, мотив снятия комплекса “рано или поздно”, “молодая я или старая”, мотив емкости перемещения.
которая то становится львом... то медведем... а то превращается в голубка... а иногда... чтобы отдохнуть... и чтобы оттолкнуть от себя все лишние глаза... чтобы опять остаться в башне... превращаетесь в лягушку... И это очень удобно... сохраняя свою жемчужину... двигаясь по городу... превращаться в разных животных... и чувствовать себя совершенно по-разному...
Превращаться в разных животных это способ играть разные внутренние роли, во внешней, социальной роли оставаться одной и той же, но чувствовать себя по-разному. Это способность меняться менять одежду, менять состояния.
Чем больше игры, чем больше внутреннего танца и переидентификации с внутренними персонажами, тем больше внутренняя живость.
А когда устаешь... в любой момент... можно потереть свою жемчужину... и опять построить свою башню... и почувствовать ее чистый воздух и покой... и тепло своего камина... заглянуть в свое зеркало... поговорить со своими друзьями... и остаться в полном одиночестве... И сесть за свой стол... и, если нужно, выдвинуть ящик...
Перечисляются знаки, входы в ее ресурсное состояние. Для нее все это значимые вещи, от которых она насыщается энергией.
Теплая комната, тепло камина, полуосвещение, беседа с друзьями, возможность сесть за свой стол, сосредоточиться вот ее отдельные ресурсные состояния, которые ее насыщают покоем. Это напоминание как бы перебиранием четок о различных состояниях.
достать шкатулочку... достать мешочек... посмотреть свою резиночку... Посмотреть на то, как резиночка уживается с жемчужиной...
И порадоваться тому... что резиночка находится так близко... а жемчужина, которая была так далеко... пришла к вам...
Заглядывание внутрь чего-то. Изнутри ящика вышла шкатулочка. Это эффект увеличительного стекла, выхода на другие детали и, опять же, защитных оболочек.
Чего-то, что находится глубже, клад, тонкий звук. Аналог удобных внутренних поз, внутри обычных поз нахождение глазом красивого среди общего, настроение, которое является избранным, ресурсным, на котором можно сосредоточиться среди многих других текущих настроений. И жемчужина это награда, что находится после того, как сделать за эти шаги вовнутрь чего-то.
Тропинка вовнутрь знакомый стол, знакомая поза, ящик и шкатулка, из шкатулки футлярчик, из футлярчика жемчужина.
И вы можете опять вспомнить... старую сказку про Алису в Стране Чудес... и порадоваться тому, что у вас есть своя сказка... в которой вы можете путешествовать... которая может вести вас куда-то... и стоит вам захотеть... глядя в свое зеркало... вы можете совершить самые разные путешествия... куда вы захотите... и как захотите... И вам очень нравится дышать чистым воздухом... в высокой башне... дышать чистым воздухом...
Идея чистого воздуха возвращает нас к началу беседы, к началу транса, когда речь шла о частых бронхитах, и “чистый сухой воздух”, повторяющийся в странных, пожалуй, ассоциациях с медведем и львом напоминает о емком, вкусном дыхании, о дыхании без проблем. Об отсутствии болота в груди. Возможна такая аналогия: хорошее настроение хорошее дыхание.
Горизонт в разные стороны вовне и вовнутрь, в реальные жизненные обстоятельства и в мечты шанс жить, думать и чувствовать шире, чем она себе разрешала всегда.
Расширяться, сохраняя оболочку вокруг себя. И внутри этого уютного уединения есть свое волшебное зеркальце, через которое можно увидеть все, что захочешь, существуют животные, с которыми можно общаться, и очень уютное место возле камина.
В грязном городе вырастает высокая башня, в которой легко дышится...
Карнавальные одежды
На клиентское кресло садится Полина. Она признается, что слишком часто плачет.
Несколько лет назад Полина уже была клиенткой автора.
Терапевт: О чем будем плакать?
Полина: Я не хочу ни о чем плакать, я хочу найти такой вход, чтобы одна дверь вела в воспоминания, желательно, хорошие, а за другой дверью сон. (Пауза.) Насчет сна ладно, а научиться вспоминать мне очень нужно.
Я спрашиваю, о чем она будет плакать, словно уверен, что она вообще будет плакать, и “разрешаю” ей это. Первый запрос в том, можно ли ей плакать. Второй запрос а можно ли вообще что-нибудь чувствовать, чтобы не было больно?
Третий запрос а может ли возникать чувство безопасности при любых движениях в памяти назад?
И четвертый можно ли вспоминать и не спотыкаться о те или иные неприятные впечатления? Для нее отказаться от чего-то важного в воспоминаниях почти что отказаться от жизни. Она находится в некоем равновесии, когда нельзя с собой покончить, это глупо, но непонятно и как, для чего стоит жить.
Это замороженная депрессия. Более существенная проблема, стоящая за репликой “Как вспоминать?”.
Мой следующий вопрос об одном из ее возможных убежищ.
Терапевт: Это связанные вещи. Потому что сны те же воспоминания.
Пока не хочется двигаться в воспоминаниях, не хочется и в снах.… А есть состояния, которые вы любите?
Полина: Я люблю в основном состояния покоя. (Задумывается.) Да. Это будет не ново, но… это будет пляж, где мне хотелось бы побывать, и Средиземное море. Пляж не очень хороший, каменный, но все равно приятный.
Тепло, но не очень жарко.
Сзади горы, но это тоже не обязательно. Главное, что тепло. Тепло, и очень приятное море.
Оно очень чистое. (Пауза.) И можно смотреть далеко вдаль. Море голубое и где-то оно сливается с небом. (Глаза Полины опущены в пол перед собой.) И справа что-то виднеется, наверное, бухта. Поэтому пространство получается очень ограниченным.
И, конечно, никого нет, я одна и сижу.
И смотрю на море. И еще не жарко, потому что еще далеко до полудня… (Полина меняет позу, подпирает голову рукой.)
Терапевт: А есть какой-нибудь ночной или вечерний пейзаж, который вам нравится?
Полина: Это опять, наверное, у моря, только теперь это будет Черное. Видно, как чуть-чуть поблескивают волны. А берег изгибается, и по нему огни.… Луну я почему-то не вижу, ее, наверное, не было, и звезд тоже.
Но главное огоньки.
Они очерчивают берег. И где-то там, неподалеку от этих огоньков, есть маяк. Тепло и тихо.
И какие-то растения шелестят. И цикады как фон тишины.