Выбери себе одного учителя из своей школы, которого ты не любишь больше всего, и проделывай с ним то же самое. Вот тогда, я надеюсь, ты будешь действительно агрессивной.
После некоторых заключительных замечаний автор отпустил девушку домой и пригласил ее родителей.
Он им напомнил об их обещании и сказал о том, что если они твердо сдержат свое обещание, то сосание пальца у девушки скоро прекратится, приблизительно в течение месяца. Оба родителя подтвердили свое согласие на полное сотрудничество.
По пути домой девушка не сосала свой палец, была мол-
чал ива всю поездку. Родители были так довольны, что они позвонили по телефону, чтобы выразить свою благодарность.
В тот же вечер, к ужасу своих родителей, девушка подчинилась данным ей инструкциям, о чем они сообщили автору по телефону на следующий день. Им напомнили об их обещании автору относительно будущего девушки.
Целых десять вечеров девушка честно выполняла все инструкции.
Потом ее это начало раздражать. Она начала укорачивать время, потом она начала опаздывать и раньше заканчивать, затем пропустила несколько раз и, наконец, окончательно забыла.
Менее чем через четыре месяца девушка перестала сосать пальцы сначала дома, а потом и повсюду. Она стала сильнее интересоваться жизнью своей группы в школе. Она стала лучше приспосабливаться к жизни во всех отношениях.
Автор встретился с этой девушкой год спустя. Она узнала его, смотрела на него несколько минут, а потом заметила: Я не знаю, нравитесь вы мне или нет, но я очень благодарна вам.
Одним из основных принципов при индуцировании гипноза является обращение с пациентом, как с личностью, учитывая его потребности как индивидуума. Очень часто делаются попытки приспособить пациента к принятому формальному методу внушения, а не согласовывать этот метод с пациентом в соответствии с его фактической структурой личности. При любой такой адаптации возникает настоятельная необходимость принимать и использовать эти психологические состояния, понятия и позиции, которые привносит сам пациент.
Игнорирование этих факторов в пользу какой-то ритуальной процедуры очень часто задерживает, ограничивает и даже предотвращает нужные результаты. Восприятие и использование этих факторов, напротив, способствует более быстрой индукции транса, возникновению более глубоких состояний транса, более легкому восприятию терапии и улучшает общую терапевтическую ситуацию.
Другим важным принципом является необходимость избегать многократного повторения очевидного. Как только
пациент и терапевт ясно, четко поймут, что нужно сделать, то следует ждать возникновения только усталости от дальнейших повторений. Восприятие как абсолютное конечное определение понятий того, что пациент ожидает и чего хочет, что нужно сделать, а потом ожидание адекватных реакций пациента служат для более легкого получения результатов, чем многократное повторение команды для определенных реакций. Эта простота инструкций с адекватными результатами четко показана во втором случае.
Короче говоря, в каждом из вышеприведенных случаев была сделана попытка проиллюстрировать использование поведения пациента и его потребностей как натуралистического способа индукции гипнотического транса и гипнотерапии. Была предпринята попытка показать, что адаптация гипнотических методов к пациенту и его потребностям, а не наоборот, легко и быстро приводит к получению нужных терапевтических результатов.
ГИПНОЗ И ТЯЖЕЛЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Применение психологических средств при лечении заболеваний известно с незапамятных времен. Психологический аспект медицины играет решающую роль в самом искусстве лечения и превращает врача из искусного профессионала в нужный человеческий источник веры, надежды, помощи и, что особенно важно, в источник побуждения к физическому и духовному благополучию. Следовательно, неудивительно, что гипноз следует рассматривать как психологическое средство при лечении тяжелых неизлечимых болезней, особенно на их последней стадии развития.
Однако нужно подчеркнуть, что гипноз не является абсолютным,ответом на все вопросы и не может быть заменой других медицинских процедур в этой ситуации. Скорее, это всего лишь одно из вспомогательных и синергетических средств, которое можно использовать для удовлетворения потребностей пациента. Вопрос состоит не в том, чтобы вылечить саму болезнь, когда пациент умирает и сильно страдает. Первичная проблема состоит в том, каким образом лечить больного так, чтобы его человеческие потребности удовлетворялись как можно полнее. Таким образом, возникает комплексная проблема относительно того, что требует физическое тело, и того, в чем нуждается личность.
Культурные и индивидуальные психологические модели имеют гораздо большее значение, чем физиологическое ощущение боли.
При неизлечимых, приносящих сильные болевые ощущения заболеваниях используются успокаивающие средства, обезболивающие лекарства и наркотические препараты, которые могут отнять у пациента привилегию знать, что он жив, и наслаждаться теми удовольствиями, которые еще для пациента сохранились. Эти препараты также лишают родственников больного контактов с ним. Следовательно, эти
препараты должны даваться пациентам только в тех количествах, которые удовлетворяют физическим требованиям, не препятствуя психологическим потребностям, жизненно важным для всей жизненной ситуации.
В качестве иллюстрации автор приводит три таких случая из своей практики.
Случай 1
Пациентке объяснили создавшуюся ситуацию и ей не стали давать наркотики в тот день, когда должен был состояться сеанс гипноза, чтобы лекарственное воздействие на пациентку свести до возможного минимума.
Приблизительно четыре часа было потрачено на то, чтобы научить эту пациентку вопреки приступам боли самостоятельно вырабатывать у себя состояние транса, вырабатывать у себя нечувствительность в теле, погружаться в состояние глубокой усталости, так, чтобы у нее возникал физиологический сон вместо боли, и принимать пищу без отчаянных болей в желудке. Никаких длительных объяснений не понадобилось, так как ограниченность ее образования и отчаянное положение способствовали легкому восприятию внушения без сомнений и вопросов. Кроме того, ее гипнотически научили отвечать, реагировать на своего мужа, на старшую дочь и на лечащего врача так, чтобы можно было легко усилить гипноз в случае нового приступа. Это был единственный раз, когда автор встречался с пациенткой.
Побудительные причины были настолько велики, что этого единственного гипнотического обучающего сеанса было достаточно.
Прежнее лечение лекарствами оказалось после этого ненужным, за исключением одного сильного гиподермиче-ского ввода поздно вечером в четверг. Это еще больше облегчило ее страдания и позволило ей поддерживать контакт с семьей в спокойном уравновешенном состоянии до конца своих дней. Она также участвовала в деятельности семьи по вечерам в течение целой недели. Шесть недель спустя после первого состояния транса (смеялась и разговаривала с дочерью) у нее неожиданно наступила кома, и она умерла через два дня, не приходя в сознание.
Эти последние шесть недель были для нее определенно счастливыми и безболезненными.
Случай 2
С этой 35-летней женщиной, матерью четырех маленьких детей, женой профессионала-медика, автор встречался за 5 недель до ее смерти от рака легких. За месяц до гипноза она почти постоянно находилась в состоянии наркотического ступора, так как боль, которую она испытывала, была непереносима для нее. Она попросила, чтобы был применен гипноз, и добровольно прожила без лекарств целый день, чтобы подготовиться к гипнозу.
Автор встретился с ней в 6 часов вечера; она была вся покрыта потом, невыносимо страдала от постоянной боли и была очень изнурена. Тем не менее потребовалось не менее четырех часов, чтобы индуцировать у нее легкое состояние транса. Эта легкая стадия гипноза была немедленно использована для индукции, которая бы дала ей возможность выполнить три вещи, от которых она отказывалась, страстно желая подвергнуться гипнозу. Первое - это гиподермическое введение одной восьмой грамма сульфата морфия, самая неподходящая доза к ее физическим потребностям, но вполне уместная для данной непосредственной ситуации.
Вторая - это заставить ее съесть пинту насыщенного, густого бульона, а третья - заставить ее поспать в течение часа спокойным физиологическим сном. К 6 часам утра пациентку, которая в конце концов оказалась отличным сомнамбулическим субъектом, научили всему, что требовалось в ее ситуации.