Р: Поскольку ваш сознательный разум не знает, как с ней справиться?
Э: Совершенно верно. Но вы не говорите им, что они не могут справиться с этим сознательно.
Р: Снова вы взяли что-то из самого центра полного жестких предрассудков и установок сознания и передали это в более гибкую систему бессознательного.
Э: Впечатление от искусства фокусника было бы испорчено, если бы вы знали, как он сделал свой фокус. Если вы хотите получить удовольствие от плавания, не анализируйте свои движения.
Если вы хотите заниматься любовью, не пытайтесь анализировать процесс.
Р: Ну да, Мастерс и Джонсон даже пишут о том, как в сексе человек может застрять в роли “наблюдателя”, что мешает сексуальному опыту (Masters and Johnson, 1970; Rossi, 1972).
Способствование творческому восприятию
Бессознательное это нечто
значительно более детское,
в том смысле, что оно прямолинейно,
и свободно.
Дети расспрашивали меня,
почему я так смешно хожу,
когда их родители даже не замечали, что я хромаю.
Они были в ужасе от того, что дети привлекли внимание к моей хромоте.
Дети увидели что-то, что хотели бы понять.
Они стремились к пониманию.
Когда у вас пациент в трансе, этот пациент думает, как ребенок, и стремится к пониманию.
Э: Пациенты обычно говорят о себе осуждающе, что они ведут себя по-детски во время транса, но не позволяйте им осуждать себя за это. Ваша задача отнять у них это прибежище невроза.
Р: Самоосуждение это прибежище невроза. То есть вы подчеркиваете творческие аспекты свежего детского восприятия и любопытства к миру, чтобы высвободить пациента из его негативных взрослых предрассудков против естественного свободного поиска в трансе.
Это один из характерных способов способствовать отношению, которое поможет им посмотреть свежим взглядом на свои проблемы с новых точек зрения.
Э: Ювенильное мышление это много лучше, чем сенильное.
Защита субъекта
Ваша задача защитить его.
Р: Защитить его?
Э: Защитить его, чтобы он не испугался того,
что ему открывается.
Э: Когда пациенты приходят, чтобы бросить курить, они в трансе могут сказать: “Я на самом деле не хочу бросать курить”. В этот момент терапевт видит физические признаки страха; они теперь знают правду о себе.
Поэтому вы им говорите: “Я не думаю, что вам следует это знать, пока вы в состоянии бодрствования”. Вы защищаете своего пациента.
Вы защищаете сознательный разум, сохраняя это самопонимание неосознанным.
Р: Поскольку не нужно, чтобы установки сознательного разума разрушались слишком быстро.
Э: Да, это может быть разрушающим переживанием, если пациент не в силах его стерпеть.
Ложь в трансе
Пример тому ложь. Дети имеют право лгать.
Они имеют право видеть вещи такими, какие они есть, не пугаясь.
Э: Когда человек в трансе говорит что-то, что, как вы знаете, является ложью, вам лучше присмотреться к этому еще раз, так как у него может быть другое значение.
Р: Оно имеет еще другое значение, помимо того, что является ложью?
Э: Да, в каком-то отношении человек говорит правду. Правду, как она видится с совершенно иной точки зрения.
И держите в уме, что вы как терапевт тоже имеете свою точку зрения и жесткие установки, с которыми нужно справляться.
Р: Будет ли ложь в трансе также показателем развития регрессивного детского состояния?
Э: Это регрессия до более простого способа функционирования. Человек может рассказать вам о том, как он ходил в цирк в Висконсине, а в этом городе он никогда не был. Это может означать, что человек идентифицирует себя с кем-то из Висконсина.
Таким способом они рассказывают вам об этой идентификации, когда запаса слов им не хватает, чтобы сказать: “Я идентифицируюсь с таким-то и таким-то”.
Р: Они выражают идентификацию, приписывая что-то, связанное с тем человеком, себе. Такой психологический язык объясняет многие так называемые ложные утверждения и искажения, выраженные в трансе.
Сознательное и бессознательное
как отдельные системы
Ребенок может уронить стакан на пол и сказать с удивлением: “Он разбился!”
И не обязательно он должен реагировать с учетом взрослого понимания того, что это ценный антиквариат.
Затем Эриксон принялся учиться писать одним из способов, которыми владел ребенок, а ребенок, чтобы сохранить свое превосходство, теперь захотел научиться писать и еще одним способом общепринятым. Теперь он учился писать уже четвертым способом, пока Эриксон все еще мучился только со вторым.]
Э: Еще один простой способ отвлечь сознание от нудной работы.
Р: Так что здесь, в этом длинном объяснении, вы снова говорите С., чтобы она оставила свои сознательные установки и ориентации, поскольку они такие трудоемкие. Вы предлагаете ей заменить их творческой, эстетической игрой с узорами вместо тяжкой работы по вскапыванию трудоемких прямых грядок.
На протяжении всего этого и предыдущих сеансов многие из ваших усилий можно понимать как отвлекающие маневры или депотенциализацию языкового, рационального, линейного и направляемого модуса левополушарного функционирования в пользу спонтанного, перцептивно-эстетического, кинестетического и синтетического правополушарного функционирования. Сновидение, задумчивость и транс в последнее время характеризуются как правополушарные функции. Когда вы подчеркиваете необходимость доверять естественным, бессознательным паттернам функционирования в трансе, вы фактически подчеркиваете паралогические и противополагаемые (Bogen, 1969) характеристики правого полушария.
Не исключено, что будущие исследования установят: многое из того, что мы до сих пор обозначали как дихотомию между сознательным и бессознательным (вторичные и первичные процессы мышления), на нейропсихологическом уровне являются дихотомией между право- и левополушарным функционированием. С этой точки зрения многие психологические проблемы можно понимать как ошибочное навязывание левополушарных подходов в ситуациях, с которыми легче справилось бы правое полушарие.
Обучение современного разума
полагаться на бессознательное
Вслед за этим я хотел бы сказать вам вот что: нет необходимости помнить свои ночные сны на следующий день.
Можно видеть сон
сегодня,
и подождать год, прежде чем вы вспомните
этот сон.
Вы можете вспомнить кусочек этого сна
завтра, и кусочек через неделю.