Принести свет в темноту принцип позитивного намерения


Одна из важных вещей и часто непонятных (и соответственно спорных) принципов НЛП есть позитивное намерение. Принцип состоит из того, что на каком-то уровне любое поведение имеет (или когда-то имело) "позитивное намерение".

Другими словами, любое поведение служит (или служило) "позитивной цели".
Позитивное намерение "агрессивного" поведения, для примера, часто защита. Позитивное намерение или цель "страха" обычно - желание безопасности.

Позитивной целью "гнева" может быть установка (сохранение) границ. "Ненависть" может иметь как позитивную цель мотивацию человека приступить к действию. Позитивные намерения чего-либо похожего на "сопротивление изменению" могло бы определить диапазон исходов, включая желание подтвердить, уважать и почитать прошлое, необходимость защитить самого себя, оставаясь с тем что знакомо, попытка оставить позитивные вещи, которые были когда-то в прошлом, и т.д.
Даже физические симптомы могут служить позитивной целью. НЛП рассматривает симптомы, включая физические, как сообщение о том, что что-то не функционирует соответствующе.

Физические симпомы часто сигнализируют людям о каком-то нарушении баланса. Случается, физические симтомы даже являются знаком того, что что-то исцеляется.
Иногда соответствующее проблемное поведение или симптом может даже служить множественным позитивным намерениям. Я работал с людьми которые хотели, например, оставить курение, и кто-то обнаружил что это служило многим позитивным намерениям.

Они курили утром для того, чтобы "встать". Они курили днем для того, что-бы "снизить стресс", "сконцентрироваться" и - пародоксально - "вспомнить как дышать".

Они курили ночью для того, что-бы "расслабиться". Часто курение служило для того, что-бы "обернуть" или сделать туманными негативные эмоции.

Возможно наиболее важно, что курение было той вещью, которую они делали "для себя", и оно было некоторым наслаждением в их жизни.
Другой базовый принцип НЛП, родственный чем-то позитивному намерению, - это полезность отделять "цель" от "образа поведения" - т.е. отделить позитивное намерение, функцию, убеждение, т.е. то что производит поведение от самого поведения. Другими словами, более почтительно, экологично и продуктивно реагировать на "глубинную структуру", чем на поверхностное выражение проблематичного поведения. Последствием комбинирования этого принципа с принципом позитивного намерения для того, что-бы изменить поведение или установить достижимые альтернативы, будет новый выбор, который должен каким-либо путем удовлетворить позитивную цель предыдущего поведения. Когда позитивные намерения, или цели, проблемного состояния или симптома не удовлетворены, то, иронически выражаясь, даже "нормальные" или "желаемые" поведения могут производить такие же проблемные или патологические результаты.

Человек, который пытается остановить, для примера, агрессивность, но не имеет другого пути защитить себя, меняет одно множество проблем на другое. Оставляя курение без нахождения альтернатив для всех важных целей, которым оно служило, может привести человека к ужасным новым проблемам.
Следуя другому базовому принципу НЛП - присоединению и ведению - эффективное изменение будет сначала присоединятся, узнавая позитивное намерение за существующим поведением, а затем вести, помогая индивиду расширить его или ее карту мира, что-бы найти более соответствующие выборы для удачного достижения этих позитивных намерений. Эти выборы должны позволять человеку сохранять позитивное намерение или цель различными способами. Это именно то, что пытаются выполнить различные НЛП-техники "рефрейминга" .
Почему люди не любят принцип позитивного намерения.
Можно сказать, принцип позитивного намерения - и подход к изменению, описанный выше - кажется природным и эффективным. Тем не менее, этот принцип породил много критики и насмешек даже среди некоторых членов сообщества НЛП - от восприятия, что это более теоретически и философски, чем практично, до веры, что это откровенно опасно.
Понятие "позитивное намерение" более филосовское чем научное. Это не может быть доказано.


В действительности принцип позитивного намерения пришел не из религии или романтического идеализма, а скорее всего из научной дисциплины - теории систем. Фундаментальная предпосылка принципа позитивного намерения - это то, что системы (особенно самоорганизующиеся или "кибернетические" системы) перемещаются в направлении к адаптации.

Т.е. существует встроенная тенденция оптимизировать некоторые важные элементы в системе или сохранять систему в балансе. Таким образом, конечная цель всех действий, ответов или поведений внутри системы есть"адаптация", или - конечная цель, которая была адаптивной, дала контекст, в котором эти поведения были изначально установлены.
Это верно, что вы не можете объективно "испытывать", что действительно имеется позитивное намерение за конкретным поведением; поэтому это считается "пресубпозицией". Это нечто, что предпологается, а не доказывается. Это похоже на то, что кто-то не может "доказать", что "карта - не територия" и что "нет единой правильной карты мира".

Это часть базовой "эпистимиологии" НЛП - базовые убеждения, на которых эта модель основывается.
Принципы НЛП и пресубпозиции похожи на фундаментальные концепции геометрии Евклида . Для примера, Евклид построил свою геометрию на концепции "точки". Точка определяет как "объект который имеет положение, но не другие свойства" - она не имеет размеров, массы, цвета, формы. Это, конечно, не возможно доказать - что точка действительно без размера, массы, цвета, и т.д. Однако, если вы примените эту пресубпозицию вместе с некоторыми другими, вы сможете построить целую систему геометрии.

Выводы этой системы может затем быть доказаны, исходя из ее фундаментальных, но недоказуемых концепций. Это важно понять, что кто-то не принимает предположения Евклида о точке для того, что-бы создать геометрию. Есть другие геометрии основаные на отличных пресубпозициях [Для примера, MIT математик Seymour Pappert (1980) построил его очаровательную "черепашю геометрию" для детей заменяющих понятие "черепахи" вместо "точки"; "Черепаха" есть объект который имеет положение и направление. ]


Таким образом, принятие принципа "позитивного намерения" - это окончательно действие веры. И во многих случаях понятие позитивного намерения, возможно, есть "магическое" ядро НЛП.

Если мы примем, что есть позитивное намерение за каждым поведением, то мы найдем или создадим его как противопоставление ожиданию доказательства того, что такие намерения существуют.
Если люди, возможно, имеют позитивные намерения, то почему они делают такие плохие вещи ?
Общяя мудрость что "дорога в ад вымощена благими намерениями" предполагает, что хорошее намерение не гарантирует хорошее поведение. Люди, которые имеют хорошие намерения, делают плохие вещи, потому что имеют ограниченную карту мира.

Проблемы всплывают когда, человеческая карта мира с хорошими намерениями предоставляет только несколько выборов для удовлетворения этих намерений.
Это то, почему так важно обсуждать принцип позитивного намерения в отношении к другим принципам НЛП. Изолированный от других пресубпозиций и технологий НЛП, принцип позитивного намерения будет действительно наивным идеализмом. Без мастерства НЛП, техник изменения, инструментов мышления, правил общения и т.д. это будет неважно - имеет-ли кто-то позитивное намерение или нет, потому что мы будем беспомощны направить их внимание на новое поведение.

Эйнштейн указывал: "Вы не можете решить проблему тем же типом мышления, которое создало ее." Принцип позитивного намерения должен быть соединен с большой эффективной изобретательностью и навыками решения проблем.
Также важно помнить, что люди могут иметь позитивное намерение только для конкретной части общей системы, о которой они знают или с которой идентифицируются. Таким образом, индивидуальность, которая осознанно и "целеустремленно" делает что-то вредное другим, будет часто иметь позитивное намерение для себя, которое не включает других.

В действительности, концепция "негативного намерения", возможно, основывается на этом типе опыта.
Позитивное намерение веры в негативное намерение и отказ от понятия "позитивного намерения" это, несомненно, "защита". Люди, которые отрицают понятие позитивного намерения, часто боятся или быть, или показаться "наивными".

Они также часто чувствуют беспомощность в том, что-бы изменить что-либо. Без мастерства соответствующих НЛП-умений люди просто остановились, чувствуя, что "Если они действительно были позитивно намеренны, они бы имели изменения сейчас."
Важно, однако, не смешивать понятие, что люди мотивируются "позитивным намерением", с идеей, что люди всегда могут помнить "наилучшие интересы" других или оставшейся системы. Факт того, что другие позитивно намеренные не автоматически создают свою мудрость или способность на альтруистические поступки - это результат рассудка, умения и их карты мира.

Адольф Гитлер имел очень позитивное намерение - для части системы с которой он идентифицировался.



Содержание раздела