ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГИПНОЗА
В основе теории гипноза лежит идея о двойственной природе психики, о наличие в ней сознания и бессознательного. Обычно функцию сознания сводят к контролю над жизнедеятельностью человека, над его действиями, поступками в окружающем мире, наблюдению за попытками проявления бессознательного.
Как каждый человек индивидуален физически, так он индивидуален психически и проявления сознания также у каждого будут личными. За поведением человека можно понять, увидеть причины такого поведения, можно прочитать его личную историю, предположить, как и каким образом сформировалась такая личность.
Часто люди не задумываются над тем, что они единичны, уникальны и неповторимы. Они считают, что все думают таким образом, ведут себя так, а не иначе, что в них нет ничего нового, особенного.
И наибольшего успеха может добиться тот психотерапевт, который ссылается не на какие-то теоретические обоснования или методологические приемы, а тот, который будет опираться на свое понимание личности данного конкретного человека.
На протяжении жизни субъект обрастает различными собственными правилами, стратегиями, убеждениями. Он знает, что хорошо и что плохо, каким образом надо вести себя. Удивительно, но у взрослого человека гораздо больше внутренних ограничений, чем у ребенка, потому что ребенка ограничивают другие, а взрослого - он сам.
Обычно подобный опыт приходит из жизненных ситуаций, в которых клиент был неуспешен, и это подрывает его уверенность: он начинает в себе сомневаться. Он просто ограничивает себя, чтобы подобное событие в следующий раз не повторялось.
Когда человек еще был ребенком, он приобретал новое знание методом проб, и когда проба заканчивалась удачей, это становилось частью опыта. Когда его поступок заканчивался неудачей, по принципу обратной связи он получал эту информацию и делал что-то по-другому, то есть пытался добиться того же, чего он хотел прежде, но другим способом. Но чем взрослее, чем старше становится человек, тем тяжелее ему перестраивать себя на новые рельсы. И в какой-то момент он может перестать пробовать. Он может просто отказаться от попыток сделать что-то по-другому.
Это тоже один из вариантов выхода, который можно назвать уходом от проблемы.
От своих забот он привыкает уходить, но, в конце концов, путей отхода становится все меньше, меньше, и он упирается в тупик. Чтобы выбраться из этого тупика, ему придется заново учиться искать иные варианты поведения, иные варианты своей жизни.
Задача психотерапевта - не дать готовые варианты решения, то есть найти выход, найти еще один способ ухода, а дать необходимое состояние души, которое позволит найти решение, а не лазейку.
Мы предлагаем человеку снова учиться, как он учился, будучи ребенком. В эриксоновском гипнозе слово учиться является основополагающим.
Часто терапевтическая работа складывается из двух компонентов: из веры в способность произвести изменения и необходимости их совершить. Работа начинается тогда, когда человек перестает откладывать на завтра процесс трансформации. Неважно, что движет его сейчас, главное, что существует мотивация произвести изменения именно сейчас, в это время, с нужной интенсивностью и настойчивостью.
Для того чтобы человек смог произвести трансформацию своей личности, он должен поверить в вас, поверить в себя, в свои силы.
Трудно ожидать от человека, что он уверует во все и сразу. Этот путь к себе должен быть поэтапным, поступенчатым.
Пациент сначала должен поверить в малые изменения, и затем он будет способен поверить в большие перемены. Когда мотивация к динамике личности велика, человек способен концентрировать свое внимание и силы на проблеме, которую он хочет
решить. Он думает над ней, изучает ее и с помощью психотерапевта пытается искать выходы.
Может быть один выход, другой, третий.
Сознание можно определить как набор представлений человека о своем разумном поведении, которое формируется в начальные периоды жизни и которым человек старается соответствовать в зрелой жизни. Оно должно обеспечивать человеку нормальное функционирование в среде, в которой он живет либо в которой может оказаться. Поэтому все, что не соответствует стереотипам сознания, им отвергается, поступки контролируются, происходящее вокруг воспринимается с конкретной точки зрения.
Процесс функционирования сознания безусловно полезен - он определяет реальную жизнь человека, однако, если учесть, что сознание достаточно ограничено и в принципе может быть названо набором ограничений, в ряде ситуаций оно может явиться проводником забот и проблем человека.
Сознание человека проявляется в его поведении, в его лингвистике, в его реакции на окружающий мир. С возрастом его проявления становятся более ригидными, штампованными. Для понимания сознательного поведения человека важно знать, на что он опирается в своих выводах, что является основой его стереотипов.
Это важно потому, что нам нужно создать новые варианты поведения и мы должны определить, на какие события в жизни, на какой новый опыт эти формы должны опираться.
На протяжении жизни обычный человек попадает в различные ситуации, справляется с различными трудностями, Это дает ему все новую и новую информацию. Чем более изменяема жизнь человека, тем чаще ему приходится принимать нестандартные, необычные решения, которые требуют виртуозности, выдумки, тем больше опыта, больше готовности к изменениям у него будет.
У него появляется много новых вариантов выбора, каким образом действовать в той или иной ситуации. Тем меньше шансов у него стать пациентом психотерапевта.
Сознание еще можно определить как набор фильтров восприятия окружающего мира и себя. В эти фильтры восприятия входят убеждения, ценности, моральные и культуральные ус-
той человека, его воспитание в семье, школе, в государстве, в экономической системе. Таким образом формируется набор правил, которые человек устанавливает для себя.
Реальность состоит в том, что правило может быть нежелательным для человека, но тем не менее признаваться как необходимость. Задачей психотерапии является расширение рамок и границ этих правил, запретов, получение нового опыта для формирования отличающихся от прежних навыков поведения.
Бессознательное - это неосознаваемая часть психики человека, в которой сосредоточены как проблемы человека, так и ресурсы для их разрешения. В современной психотерапии бессознательное принято считать не удобной метафорой, а реально существующим объектом.
Можно говорить о бессознательном уровне функционирования, о бессознательном уровне восприятия, то есть таком уровне понимания действительности и себя, при котором отсутствует обращение к сознанию. Можно предположить, что сознательная и бессознательная часть функционирования психики человека протекают параллельно, одновременно, и бессознательное может быть тем субстратом, к которому мы апеллируем в ходе психотерапии, когда сознательное функционирование и сознательные попытки изменения действительности не достигают желаемого успеха.
Возможно, что бессознательное определяет работу органов тела, которые не поддаются контролю сознания. Оно воспринимает большую часть информации, приходящую из окружающего мира, причем воспринимает его целиком.
Кроме того, оно имеет тенденцию к синтезу нескольких событий, например, как мозаика собирается из нескольких кусочков в одну целую картину.
В бессознательном человека существует гораздо больше способностей, возможностей, нежели те, которые он может осознавать у себя сознательно. В ходе терапии одним из навыков, необходимых для успешной работы, является способность гип-нотерапевта общаться непосредственно с бе сознательным своего пациента.
У него есть свой собственный язык, который состоит из образов, символов, идей, метафор, и, когда мы умеем разгова-
ривать с пациентом на этом языке, можно предположить, что мы умеем общаться с его бессознательным.
Одним из свойств бессознательного является буквализм, конкретность восприятия: если в речи терапевта появляются двузначные слова или метафоры, сознание воспринимает эту игру слов, бессознательное воспринимает слова как абсолютно конкретные. Например, можно предположить, что на вежливую преамбулу вопроса, с которой один человек обращается к другому: Скажите, пожалуйста..., бессознательное не даст ему закончить, воспримет это как приказ и ответит: Пожалуйста. Этот буквализм очень важен, поскольку он позволяет общаться с пациентом на двух уровнях, но для этого психотерапевт должен филигранно владеть вербальной техникой, созданием своих внушений.
Исходя из этого факта и многих других, считается, что бессознательное обладает характером ребенка, который воспринимает мир без каких-либо шор в глазах, прямо, конкретно, он не отягощен условностями и изгибами логики.
Наведение транса как раз и есть инструмент, который позволяет бессознательному подойти к поверхности восприятия человека и позволяет работать непосредственно с ним. У бессознательного могут быть свои интересы, свои желания, возможно, даже свои мысли.
Это облегчает работу сознания, потому что человеку, оказывается, не обязательно все помнить сознательно. Большая часть памяти человека относится к бессознательному, и только связь между бессознательным и сознанием позволяет доставать необходимые факты памяти для сознательного функционирования.