Существуют и другие, гораздо более простые истории. Нередко встречаются такие пациенты, которые в начале наведения очень зажаты, напряжены. Они обнаруживают очень мало минимальных признаков транса.
И чтобы получить эти признаки, нужно делать намеки. Например, можно сделать намек на еду. Это позволит получить сглатывание. А если вы сделаете хорошую ратификацию, пациент легче войдет в транс.
Чтобы побудить пациента к расслаблению, можно, например, намекнуть на кого то, кто расслабляется на пляже или еще где то.
Можно делать аллюзии и с помощью слов, опираясь на многозначность их смысла, хотя это несколько сложнее. Припоминаю женщину примерно лет пятидесяти, которая страдала анорексией. Анорексия в пятьдесят лет встречается редко ею обычно страдают юноши или девушки.
А когда в пятьдесят лет человек вдруг отказывается есть, то это скорее добровольный, осознанный отказ от еды, имеющий определенную цель. И было не совсем понятно, как побудить ее начать есть. Так как женщина была очень истощена, ее госпитализировали. Ее проблему удалось разрешить с помощью аллюзии намека в форме одной фразы, когда стало очевидно, что в действительности она отказывается есть, чтобы досадить своей семье.
Возможно, она хотела их за что то наказать или навредить им. А может быть, ей доставляло удовольствие видеть, что ее семья мучается из за ее страданий.
И ей просто сказали: Отказываясь есть, вы предлагаете прекрасный подарок членам своей семьи, потому что вы создаете им только одну заботу, позволяющую забыть обо всем остальном. Спустя два дня она выписалась из больницы.
Этот намек позволил ей посмотреть на свою проблему иначе, то есть осуществить ее рекадрирование.
Мобилизующие слова
Что касается открытых внушений, то они тоже очень тонкие. Они открытые, а через все, что открыто, можно легко пройти, не рискуя на что то натолкнуться. И коль скоро нет риска на что то натолкнуться, значит, нет риска и для пациента.
Это оказывает мобилизующее воздействие на него.
Один из типов открытого внушения так и называется мобилизирующее внушение. Чтобы сделать такое внушение, достаточно предложить пациенту нечто, что не определено, не ограничено какими либо рамками.
И он заполнит их сам тем, что сможет привнести своими ресурсами, своим опытом, всем тем, что он приобрел в жизни.
Например: Ваше бессознательное разместит по своим местам пауза все, что необходимо. И вы опять делаете паузу.
А потом вы говорите все, что хотите. Не бог весть что, конечно А то, что вы хорошо умеете делать.
Второй пример: Использование ваших бессознательных ресурсов позволит и вы делаете паузу. Паузу нужно делать после мобилизующего глагола. Пациент (или его бессознательное) слышит мобилизующий глагол, а затем, когда вы делаете паузу и он ничего не слышит, в течение нескольких секунд осуществляется необычайная работа. В это время бессознательное пациента спрашивает себя, что же оно может себе позволить.
И, задавая себе этот вопрос, оно исследует различные возможности. Причем изучает их само по себе и с невообразимой скоростью. Если бы терапевт начал перечислять все, что можно сделать, то такой перечень занял бы много времени, но все равно был бы неполным.
И после паузы вы продолжаете произносите слово сделать и снова делаете паузу, потому что глагол делать является мобилизующим.
ПVсле каждого мобилизующего глагола обязательно делайте хотя бы небольшую паузу, и вы увидите, что ваш пациент оценит это. И про себя скажет: Ну, наконец то, мне попался хороший психотерапевт, хотя и не знает точно, почему.
Ведь пациенты не знают всех тонкостей гипнотического языка.
И после паузы вы произносите слова эту работу и опять делаете паузу. Работа это тоже мобилизующее слово. И пока пациент работает, мобилизует свои ресурсы, вы, терапевты, отдыхаете. Не правда ли, легкая у нас работа? Видите, в ней много пауз.
Вот почему я провожу сеансы гипноза в конце дня.
Теперь об упражнениях, которые я обычно даю в конце дня В Париже мы предлагаем нашим ученикам придумать фразы с мобилизующими глаголами и существительными. Думаю, что вы их, конечно, знаете: начинать, запускать, создавать, мобилизовать, возводить, гармонизировать, источник, колодец, ресурс, сон, цель, изменение, решение, подарок, сюрприз, удивление и т.д.
Чем больше вы найдете мобилизующих слов, тем больше будет пауз.
Ограниченное открытое внушение предлагает возможные варианты ответов, но не все. Не уточняется также, какой из них предпочтительнее.
Интересно, что такое внушение, в отличие от предшествующего открытого, в большинстве случаев вызывает гипнотическую реакцию. Это может быть естественный сигналинг, как у Наташи, либо сигналинг на уровне тела, как у Володи.
Например, вы говорите пациенту: Вы можете учиться различными способами. И пациент с этим соглашается.
В самом деле, мало кто возражает в таком случае. И почти всегда он обнаружит свое согласие маленьким знаком, например, кивком головы.
Некоторые положения тела удобны. И в ответ на такое утверждение почти всегда, особенно если пациент чувствовал себя не очень комфортно, можно увидеть, что он начинает удобнее устраиваться на стуле. Он делает это, даже не отдавая себе отчета.
Поскольку сказанное невозможно опровергнуть ни логически, ни как то иначе, бессознательное нам показывает, что оно поняло: пациент изменяет положение тела.
Такое высказывание похоже на трюизм. Но есть небольшое отличие, которое необходимо учитывать: в работе с трюизмами нужно быть внимательнее. Иногда они могут быть более опасными, чем ограниченные открытые внушения. Например, вчера мы использовали трюизм, с которым у вас не возникло никаких проблем. Никто из вас не почувствовал себя плохо, когда я сказал, что только занимаясь ковкой, можно стать кузнецом.
Однако это могло бы произойти. Поэтому, если я говорю пациенту такую фразу, я должен быть уверен, что у него в жизни не было какого либо отрицательного опыта, связанного с кузницей и кузнецом.
Иначе я рискую вызвать абреакцию.
Итак, в трюизме могут быть слова, способные вызвать у пациента ассоциации с неблагоприятным прошлым опытом. Пациент может дать абреакцию. Если вы хорошо работаете с абреакциями, то почаще используйте трюизмы.
Вы сможете таким образом получать абреакции и психологический материал для изучения. И ваш пациент будет прогрессировать.
Но это не самый удобный способ работы ни для пациента, ни для терапевта.
И, наконец, внушение, охватывающее все возможности класса. Как следует из названия, в нем рассматриваются все категории того или иного класса. И это позволяет бессознательному пациента выбрать из того, что перечисляется.
Набор предлагаемых альтернатив должен быть реальным. Но каким бы ни был выбранный вариант, ответ будет хорошим, потому что выбор сделан самим пациентом, а значит, подходит ему. Мы изучаем эту форму внушения в последнюю очередь. Но именно оно, по видимому, больше всего подходит к сопротивляющимся пациентам, в том числе, ригидным пациентам с вязкостью мышления, жесткими представлениями о мире и себе. Такие пациенты часто встречаются, и им нужно помочь в работе.
В частности, им нужно дать понять, что мы показываем им именно то направление, которое они нам указали. И для этого мы используем внушения, охватывающие все возможности класса.
Можно, например, сказать: Я не знаю, станет ли одна из ваших рук легче или обе руки сразу, или одна за другой Одна рука или обе станут более тяжелыми, или вы почувствуете покалывание, или какое то другое ощущение, или что либо другое, или вы вообще ничего не почувствуете.
Второй пример: Я не знаю, что использует ваше бессознательное, для того чтобы осуществить работу по поиску решения. Я не знаю, использует ли оно слуховые образы, зрительные, обонятельные или какие либо другие образы, которым вы предоставите возможность прийти.
Или оно использует отдельные слова, которые я произношу, или какие либо слова, которых я не произношу, или ощущения, которые вы испытывали или обретаете сейчас, или ничего из этого, или что то другое.
Можно пользоваться такого рода внушениями, когда объясняешься девушкам в любви: Ты полюбишь меня, и может быть, это произойдет. Да, это срабатывает.
Все, что я говорил о внушениях, может показаться расплывчатым, определенным и известным. Но те из вас, кто читал Платона, могут вспомнить одно из его высказываний.
Платон говорил, что он ничему не учит, а просто позволяет ученикам обрести то, что они уже знают. Человек, который обучает других, может помочь внести какой то порядок в то, что ученик уже знает. И это именно то, что мы здесь делали, просматривая классификацию внушений. Вы можете сказать: какая разница, классифицированы внушения или нет?
Однако вы убедитесь на опыте, что когда вы оказываетесь перед пациентом в ситуации, требуfщей экстренного вмешательства, ваше бессознательное легче найдет нужное внушение в соответствующем ящичке, разумеется, если они разложены по своим местам.
УПРАЖНЕНИЕ РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ
Упражнение потребует примерно 20 минут. Оно несколько необычное, но легкое. Если хотите, то можете делать сопровождение в воспоминании или что то другое, что вы обычно делаете.
В течение 30 секунд вы будете, как обычно, задавать вопросы своему клиенту. Затем поставите цель и будете работать, как обычно, примерно 10 минут.
А через 10 минут терапевты и клиенты поменяются ролями.