Эриксонианство как направление психотерапии


Гиллиген и Зейг активно используют известные положения когнитивной психологии, бихевиоризма, описывая построение терапевтической коммуникации [34, 211, 286].
Положения о бессознательном, его доминировании над сознанием принимаются всеми первоэриксонианцами. С. Гиллиген в явной форме описывает принятие правила психоанализа "аналитик как зеркало" [34]. Эриксонианцы понимают процесс психотерапии как процесс выявления бессознательного контекста пациента, его гармонизирующего взаимодействия с сознанием, что, несомненно, близко положениям психоаналитической терапии.
Собственная феноменология гипноза и возможности терапевтического, клинического ее использования учитываются учениками в разной степени. Зейг мало затрагивает данную тему в своих работах. Росси обосновывает глубокий терапевтический потенциал гипноза гипнотически обусловленным сдвигом ультрарадианного ритма [255, 256]. Для Гиллигена феноменология гипноза не имеет первостепенной значимости, в его понимании психотерапии со временем все большее зна-

е приобретают мировоззренческие, метафизически ориентированные постулаты.
2.4.4. На данном этапе своего развития Эриксонианство как направление психотерапии персонифицировано, личные позиции его "отцов-основателей" значительно различаются
Нет смысла в полном повторном изложении взглядов на Эриксонианство Зейга, Росси, Гиллигена.
Напомним, для Дж. Зейга гипноз является ступенью построения реактивности [286], тогда как содержанием гипнотерапии являются символы, метафоры, анекдоты. Он описывает разработанную им стройную и законченную структуру собственной модификации Эриксо-новской гипнотерапии.
Э. Росси, автор ультрарадианной теории гипноза, считает ее обоснованием натуралистического подхода М. Эриксона. Цель Эрик-соновской гипнотерапии по Росси заключается в вызове психосоматического сдвига на пик ультрарадианного цикла [255, 256].
С. Гиллиген в последние годы декларирует собственное направление психотерапии самоотношения, наполняя суггестивную Эриксо-нианскую форму собственным, опоэтизированным, пробуддистски ориентированным содержанием [211].
Четкие проэриксонианские корни и оригинальное авторское содержание делают позиции первых учеников Эриксона узнаваемыми и персонифицированными одновременно, и это позволяет им привлекать к себе и удерживать сторонников и последователей Эриксониан-ства, что методически и экономически оправданно. Эриксонианство как общее направление сохраняется, а в его потоке каждый из учеников приобретает собственную, индивидуальную притягательность, исходя из удовлетворения психологически-инструментальной, физиологической, духовной потребностей развития и профессионального роста действующих и потенциальных Эриксонианцев.
2.4.5. В Западной Европе Эриксонианство утрачивает свой радикализм и в перспективе станет одним
из направлений современной психотерапии, тяготеющей к гипнологии
Взаимоотношения направлений психотерапии, близких по содержанию и разделенных по форме, не только определяются высказывании их адептов о противоположной стороне, но и достаточно полно
прослеживаются по стилю проведения различных организационных мероприятий, конференций, конгрессов. Поэтому нам представляется характерной история проведения встреч мирового гипнотического сообщества в последние 10 лет. Итак, в 1992 г. в Риме последовательно прошли XII Международный конгресс гипноза и Объединенная конференция "Эриксонианский гипноз и психотерапия".

Через 8 лет в Мюнхене прошел XV Международный конгресс гипноза, где Эриксонианство было представлено, и достаточно широко, уже в структуре работы самого конгресса. Более того, организатором конгресса выступило Германское общество клинического гипноза Милтона Эриксона, основанное в 1978 г., а председателем конгресса стал президент Германского общества Милтона Эриксона Бурхард Петер.
В своем предисловии к "Мюнхенским лекциям по гипнозу и гипнотерапии" [253] тот же Бурхард Петер пишет следующее: "...в восьмидесятые, когда различия между "Эриксонианцами" и "Традиционалистами" в США нарастали, большинство в ГМЭ (Германском обществе Милтона Эриксона) обдумывало пути "построения мостов взаимопонимания"..." Совместные усилия европейских, и прежде всего германских, Эриксонианцев и Международного общества экспериментального и клинического гипноза принесли положительные плоды, позиции сторон сблизились. Мы полагаем, что европейцам было гораздо сложнее забыть историю гипнотизма, европейский золотой век гипноза. В Европе Эриксонианство, упрочив свои организационные позиции и, вероятно, численно доминируя среди гипнотерапевтов, становится одним из равноправных течений клинической гипнотерапии.



Следует отметить, что американские Эриксонианцы (судя по их поведению и высказываниям на XV Конгрессе гипноза) сохраняют большую дистанцию к "традиционалистам", чем их европейские коллеги.
2.4.6. Успешное распространение Эриксонианства как направления краткосрочной психотерапии определяется появлением в 70-е гг. XX в. в странах Запада запроса на краткосрочные формы психотерапии и удачной маркетинговой политикой и рекламной стратегией первых Эриксонианцев
Не являясь историками психотерапии, мы не претендуем на полное освещение состояния мировой психотерапии в 1960-1980 гг. Однако полагаем, что появление и развитие НЛП и Эриксонианства, геш-тальт-терапии и трансперсональной терапии, а также более ранних те-

лесно ориентированных форм терапии определяются универсальными причинами, лежащими за пределами собственно психотерапии и психологии. Все эти формы психотерапии являются краткосрочными в сравнении с ортодоксальным психоанализом, длящимся порой годами и десятилетиями, и групповой психотерапией, рассчитанной на месяцы- Поэтому универсальной причиной появления и, главное, распространения данных форм психотерапии, несомненно, является общественный запрос на формы психотерапии, ограниченные во времени.
Американский рынок психотерапии в 1960-1970 гг. был хорошо развит. Успешное внедрение новой формы психотерапии на рынке психотерапевтических услуг, равно как продвижение любого нового товара или услуги, возможно лишь при выполнении конкретно очерченных и хорошо известных в экономике условий. К ним относятся: наличие потребности в данной услуге или товаре; соответствующее качество услуги или товара; правильная маркетинговая стратегия и соответствующая ей рекламная кампания.


Не обладая преимуществами фундаментально-теоретического характера, эклектически эксплуатируя идеологии Бернгеймианства, бихевиоризма, психоанализа и когнитивных подходов, Эриксонианская гипнотерапия весьма успешно решила стоящие перед ней, по сути, витальные, экономические проблемы. Она успешно обыграла популярные в Америке (и не только) темы мессианства и личностной свободы. Персона М. Эриксона, ставшего предтечей Эриксонианства, пришлась как нельзя кстати.

Его мифогенный потенциал в силу удачного сочетания биографических, характерологических и физических черт оказался чрезвычайно высок. Не менее значимо использование актуальной для всего XX столетия темы свободы и саморазвития личности. Декларация позитивной недирективности Эриксонианства в контексте личностных свободы и роста пациента вкупе с ожесточенной оппозицией объявляемой недирективной, насильственной "традиционной" гипнотерапии несомненно, сильный маркетинговый ход.

Следует отметить, что американское Эриксонианство провело весьма удачную рекламную кампанию, используя написанные в 1970-1980-е гг. на популярном Уровне книги об Эриксоне и с Эриксоном.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что прекрасно аргументированный анализ Эриксонианства, проведенный А. Вейзенхоффером 1278], опирающийся на исключительно научную аргументацию, неполон. Он не учитывает принадлежность Эриксонианства к психотерапевтическому рынку. Поэтому такие ключевые аксиомы Эриксонианства, как трактовка образа М. Эриксона, недирективность гипнотерапии, е м°гут быть поняты исходя исключительно из логики научного анали-и критики, поскольку они подверглись частичной гипертрофической
трансформации на основе экономической целесообразности. При этом вовсе не обязательно эта трансформация со стороны учеников Эриксона носила осознанный характер.
История развития Эриксонианства, возможно, стала отправной точкой нового этапа развития современной психотерапии, не имеющего прямого отношения к научно-методологическому ее содержанию, когда ее школы и направления являются продаваемым на основе законов рынка товаром.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ГИПНОЗА И ГИПНОТЕРАПИИ
РАЗДЕЛ 1
ЧАСТНАЯ
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ГИПНОЗА
Введение к разделу 1
Основной принцип: исследования феноменологии
гипноза осуществляются в соотнесении с его глубиной
Феноменологические проявления гипноза традиционно рассматриваются в соотнесении с его глубиной. В отечественной традиции принято выделение трех степеней или стадий гипноза: поверхностного, среднего, глубокого [91, 108]. Феноменологию первой степени или стадии ограничивают чувством приятного мышечного покоя, отсутствием желания двигаться, открывать глаза при наличии ориентации в окружающем.

В то же время считается, что возможность произвольных движений сохранена, после выхода из гипнотического состояния субъект помнит события гипнотического сеанса. Феноменология второй степени или стадии включает, по мнению В. М. Бехтерева [13], "притупление органов чувств", пассивное подчинение внушению с сохранением его в памяти, сохранение ориентировки, наличие каталепсии (скорее внушенной, чем спонтанной), неполной амнезии, частичного раппорта. Феноменология третьей степени или стадии очерчена формированием полного раппорта, отсутствием ориентировки в окружающем, полной постгипнотической амнезией.

Считается, что в третьей, сомнамбулической, стадии возможно внушение любых галлюцинаторных переживаний, выполнение действий, соответствующих внушенным переживаниям, формирование возрастной регрессии и прогрессии. Гипнотический сомнамбулизм способствует реализации постгипнотических положительных и отрицательных галлюцинаций.



Содержание раздела